Психологи утверждают, что на одни и те же вещи люди смотрят по-разному. Наше восприятие мира субъективно. Это связано с индивидуальными особенностями человека. Объективно смотреть на мир нам мешают и когнитивные искажения, которым подвержены все люди. Из-за этого реальность одного человека может сильно отличаться от реальности других людей, хотя живут они в одном мире. Расскажем о наиболее распространенных ловушках для мозга, в которые хотя бы раз попадали все.
Список
10. Функциональная фиксация
Этот психологический феномен открыл, а потом описал Карл Дункер. Функциональная закрепленность – это использование предмета только в одном, определенном качестве, что мешает применять его как-то по-другому. Так, если мы привыкли использовать скрепки для скрепления бумаги, нам тяжелее додуматься, что еще с ними можно сделать. Дункер провел эксперимент. На столе перед участниками эксперимента лежал картон белого цвета и черные квадраты, другие предметы, среди которых находились и скрепки. Он попросил прикрепить квадратики к картонке, после этого подвесить лист к петле. Она свисала с потолка. Часть участников эксперимента приклеивала квадраты, часть – крепила при помощи скрепок. Те, кто пользовались клеем, смогли быстрее догадаться, что лист можно было подвесить, использовать скрепку, чем те испытуемые, которые уже пользовались скрепками по назначению.
9. Хитрости статистики
Есть такая книга, написанная в 1954 году Дарреллом Хаффом. Она называется «Как лгать при помощи статистики». Книга доказывает, что не стоит доверять статистике. Так, он приводит яркий пример. Когда ему понадобилось доказать, что в Калифорнийской долине проживают обеспеченные люди, автор сказал, что их средний доход – 15 тыс. долларов в год. Для своих расчетов он использовал среднее арифметическое, т.е. сложил доходы всех семей и разделил их на количество проживающих. Получилась внушительная сумма, хотя у людей могли быть разные доходы, у кого-то высокие, у кого-то – ниже среднего. В другой раз автору нужно преуменьшить доходы этих же людей, чтобы предотвратить повышение налогов. В этот раз он указал, что средний доход жителей Калифорнийской долины – 3500. И это опять же нельзя назвать ложью. Только в этот раз, чтобы вычислить средний доход, автор использовал медиану. Это означает, что у половины семей, проживающих в этой местности, доход выше 3500 долларов, а у половины – меньше, и средним числом доходов становится эта самая цифра. Есть еще мода, т.е. число, которое чаще всего встречается в данной местности. Так, чтобы вычислить ее, мы должны сделать список доходов всех семей, и средней назвать число, которое встречается чаще всего. Если большинство семей зарабатывают 5 тысяч долларов, это и будет модальным доходом.
8. Ошибка игрока
Азартные люди чаще всего попадаются в эту ловушку и проигрывают все деньги. Люди не понимают, что случайный выбор не зависит от того, что происходило до этого. Так, когда человек подкидывает монетку, он уверен, что если 10 раз подряд выпадал «орел», то вероятность того, что теперь будет «решка», увеличивается. На самом деле это не так. Сколько бы раз мы не бросали монетку, по-прежнему вероятность выпадения «орла» или «решки» остается 1 к 2.
7. Эффект якоря
Человек ошибочно оценивает числовые значения, оценка привязывается к тем числам, которые были получены им раньше. Так, испытуемых попросили оценить количество африканских стран в ООН. До этого, используя рулетку, выбрали 2 случайных числа, 65 и 10. 1 группе был задан вопрос с использованием первой цифры, т.е. они должны были ответить, количество стран больше 65% или меньше. 2 группе был задан похожий вопрос, но с цифрой 10%. И что интересно, цифры в 1 группе получились выше, чем во 2, т.е. люди выбирали ответы, ориентируясь на представленный «якорь».
6. Ошибка хиндсайта
Это искажение, когда человек воспринимает прошедшие события, как предсказуемые или очевидные, хотя до этого не было никакой информации, опираясь на которую можно было бы сделать эти предсказания. Если описать кратко, то мы часто повторяем, «я так и знал», хотя на самом деле ничего не знали до того, как все произошло.
5. Эффект IKEA
Покупатель всегда высоко оценивают значимость товаров, в создании которых они принимали участие. Эффект был так назван в честь сети магазинов, где продается много мебели, которую человек должен собрать сам.
4. Эффект плацебо
Это улучшение самочувствия человека, который верит, что то или иное средство ему поможет, хотя оно не обладает лечебными свойствами. Это могут быть как препараты, так и процедуры или упражнения. Степень проявления эффекта зависит от внушаемости человека, от внешнего вида плацебо, доверия к врачу и других факторов. Он основан на внушении. Кроме эффекта плацебо есть еще эффект ноцебо, когда больной, ожидая негативное действие препарата, действительно чувствует себя хуже.
3. Ошибка выжившего
Это ошибка, когда ориентируются на не ту группу, о которой много данных («выжившие», но не учитывают информацию, касающуюся другой группы («погибшие»). Из-за этого результат получается ошибочным. Так, все мы верим, что дельфины – самые добрые существа в мире. Это основано на рассказах пловцов, которым дельфины помогли выжить, толкая их к берегу. Но у нас нет данных о людях, которых они толкали в обратном направлении, т.к. они, скорее всего, погибли.
2. Склонность к подтверждению своей точки зрения
Человек из потока всей информации выбирает ту, которая согласуется с его точкой зрения или убеждениями. А ту, что им противоречит, он отсеивает. Эту особенность человека заметили еще писатели, о ней упоминали Л.Н. Толстой, поэт Данте Алигьери, философ Фрэнсис Бэкон и другие. Позже это подтвердили исследования психологов Питера Вейсона и Джошуа Клеймана, Ха Ён Вона.
1. Стокгольмский синдром покупателя
Это когнитивное искажение, при котором человек, совершающие дорогие покупки или же пользующийся дорогими услугами, начинает себя оправдывать. Он не осознает, что потратил деньги впустую, а убеждает себя и других людей, что эти вещи ему нужны. Он будет ими пользоваться, если не сейчас, то чуть позже.