Приходя в торговый центр, супермаркет или небольшой магазинчик рядом с домом, покупатели уверены: только они сами решают, что им необходимо приобрести и сколько денег потратить. Но на самом деле нами умело управляют маркетологи – специалисты, создающие такие условия, чтобы посетители находились в магазине как можно дольше и оставили в нем максимально возможную сумму денег. Это хорошие психологи и аналитики, использующие различные уловки, заставляющие людей тратить больше.
Список
10. Расстановка товара
Товар в магазинах расставляется по особым принципам. Существуют специальные программы, записывающие движения глаз. На основе данных, полученных с этих записей, маркетологи определяют места в торговом зале, на которых покупатели чаще всего фокусируют взгляд. Доказано, что охотнее люди берут товар, находящийся на уровне глаз. Именно сюда выставляют более дорогие продукты или вещи. Не каждый будет наклоняться к самой нижней полке или тянуться к верхней – а именно там стоят товары подешевле.
Часто, внизу располагают продукты, предназначенные для маленьких посетителей: печенье, хлопья, конфеты в красочных коробках с изображением любимых детских героев. Товары оказываются на уровне глаз малышей или немного выше – таким образом, дети не могут пройти мимо ярких упаковок и просят родителей приобрести понравившийся продукт.
9. Музыка
Многочисленные исследования доказывают, что музыка, играющая в ресторане или торговом центре, заставляет нас тратить в среднем на 10% больше, чем мы потратили бы в тишине. Это объясняется тем, что человек расслабляется, перестает торопиться, соответственно, проводит в кафе или магазине больше времени и совершает незапланированные покупки.
8. Огромные скидки
Скидки – мощный маркетинговый ход, благодаря которому магазины получают огромную выгоду. А есть ли материальная польза для покупателей? К сожалению, далеко не всегда. Зачастую за несколько дней до распродажи цены поднимаются на 25-70%, а во время акции товар вновь продается по старой цене, как будто с огромной скидкой. Конечно, есть и добросовестные продавцы, устраивающие настоящие распродажи. Но и тут покупатель в ловушке: низкие цены заставляют нас покупать больше, чем было запланировано. Наша психика работает так, что упускать выгоду совсем не хочется.
Чтобы избежать переплат во время распродаж, старайтесь периодически обращать внимание на цены тех товаров, которые вы планируете купить в период скидок. Иногда бывает выгоднее приобрести понравившуюся вещь после завершения акции.
7. Привлекательный вид товара
В первую очередь покупатель обращает внимание на внешний вид товара. Поэтому над дизайном упаковки продуктов и вещей работает целый штат специалистов: художники, психологи, маркетологи. Доказано, что люди охотнее покупают еду в таре с крупными надписями. Большие буквы вызывают больше доверия, кажутся гарантией качества. Также имеет значение цветовая гамма. Мы подсознательно выбираем упаковку, которая ассоциируется со здоровым образом жизни. Наиболее предпочтителен зеленый, голубой, оранжевый цвет.
В магазинах фрукты и овощи всегда вымыты и натерты до блеска. Часто их обрызгивают водой, благодаря чему создается ощущение, что они только что сорваны с грядки. Это так же маркетинговый ход, призванный привлечь покупателей внешним видом продуктов.
6. Продуманное освещение
Исследования показали, что подсознательно человек выбирает продукты определенного, «правильного» цвета. Несмотря на то, что все огурцы зеленые, а бананы желтые, у каждого овоща и фрукта есть наиболее предпочтительный оттенок, который привлекает потребителей. Зная это, в торговых помещениях специальным образом настраивают освещение, чтобы добиться нужного цвета.
В примерочных магазинов одежды свет падает так, что фигура человека выглядит более стройной и подтянутой. Из-за розоватого тона освещения кожа кажется загорелой и ровной. Покупателю нравится свое отражение в новом наряде, и он готов совершить покупку.
5. Контраст цен
На полках магазинов часто можно увидеть два товара одной категории с одинаковыми характеристиками, но с большой разницей в цене. И даже если эта вещь в данный момент не нужна, возникает большой соблазн приобрести ее, чтобы не упустить выгодное предложение. Этой особенностью человеческой психики умело пользуются маркетологи, заставляя людей поверить, что они совершили очень удачную покупку.
4. Дефицитные продукты
Наибольшую ценность в глазах покупателей имеют товары, которых осталось мало на полках магазина. Создается иллюзия, что это очень востребованный продукт, и человек, не раздумывая, кладет его себе в корзину. На наше сознание магическим образом действуют фразы: «Количество ограничено!», «Успейте купить, осталось всего 10 штук», «Эксклюзив!» и тому подобные.
3. Положительные эмоции
Положительные эмоции стимулируют нас тратить больше. В хорошем расположении духа мы съедим больше еды в кафе, купим больше одежды или продуктов в магазине. Поэтому в каждой торговой точке создается определенная атмосфера, задача которой – подарить клиенту настроение. Музыка, украшенные к празднику торговые залы, доброжелательные консультанты, небольшие подарки – все это побуждает нас принять решение о покупке.
2. Имитация спроса
Нас привлекают товары, пользующиеся популярностью у других людей. Мы считаем, что если большинство покупает, это говорит о хорошем качестве продукта. Поэтому маркетологи создают видимость огромного спроса на товар: с полки убирают практически все, оставляя всего несколько единиц. Люди думают, что этот продукт так хорош, что его почти весь раскупили. И кладут его себе в корзину.
1. Изменение размера
Некоторые производители увеличивают привычный объем продаваемого продукта, что влечет за собой и повышение цены. Бывает и наоборот: объем уменьшается, а стоимость остается прежней. Например, вместо 1л молока, в бутылку стали наливать 900 г, а цена не изменилась. Если покупатель привык покупать продукцию именно этой марки, он вынужден переплачивать или искать другой подходящий товар.
Невозможно избежать всех уловок маркетологов, но старайтесь не попадаться хотя бы на самые очевидные из них, и это поможет вам не тратить лишние деньги.