Кинематографу уже больше 100 лет, поэтому режиссерам и сценаристам становится все труднее придумывать новые истории. Так или иначе, но в любом фильме можно найти моменты, похожие на другой.
Иногда создатели так сильно вдохновляются чьей-то работой, что практически полностью копируют сюжет, хотя некоторые потом с невинным видом пытаются всех убедить, что ничего не заимствовали.
Список
10. Остров | 2005
Сюжет картины Майкла Бэя повествует о мире, в котором произошла глобальная катастрофа.
Уцелевшие живут в изолированном поселении, но все знают, что где-то есть райский остров с чистым воздухом, которым можно дышать. Попасть туда можно только одним способом – выиграть в лотерею, проводимую руководством поселения.
Режиссер вряд ли знал, что этот сюжет – практически точная копия третьесортного фильма 1978 года «Части: Ужас клонов», зато об этом точно знал сценарист. Главное отличие между картинами – бюджет. На «Остров» потратили 130 млн долларов, но фильм в итоге провалился, а создателям еще пришлось уплатить семизначную сумму авторам «Ужаса клонов» из-за явного плагиата.
9. Напролом | 2012
Боевик с Гаем Пирсом в главной роли повествует о бунте в орбитальной космической тюрьме, где в момент восстания заключенных находилась с гуманитарной миссией дочь президента США. Теперь она становится заложницей и для ее освобождения привлекают бывшего агента ЦРУ, осужденного на 30 лет.
Эта история сильно напоминает события фильма «Побег из Нью-Йорка» Джона Карпентера с Куртом Расселом. Там тоже главный герой находится вне закона и ради своей свободы освобождает дочь чиновника.
Карпентер подал в суд на создателей и выиграл 80 000 долларов, но Люк Бессон отказался платить и подал апелляцию. Новый суд вновь признал «Напролом» плагиатом и увеличил сумму компенсации до полумиллиона.
8. Чужой | 1979
Сценарист этого культового фильма никогда не отрицал, что сюжет не был им придуман полностью. Он честно признавался, что заимствовал идеи из множества фантастических произведений, однако критики и зрители быстро заметили, что «Чужой» сильно похож на картину «Оно! Ужас из космоса».
Второсортный черно-белый триллер 1958 года рассказывает крайне похожую историю: на космический корабль проникает инопланетная тварь, которая перемещается по вентиляции и убивает членов экипажа по одному.
7. История игрушек | 1995
Режиссер Джон Лассетер еще до съемок «Истории игрушек» хотел поставить мультфильм «Отважный маленький тостер». В нем речь идет об ожившей технике и электронике, которая отправляется на поиски хозяина.
Студия Disney не захотела давать на него деньги, поэтому приключения тостера сняла другая компания в 1987 году. Лассетер же со временем стал видной фигурой в Pixar и решил вновь вернуться к своей идее, заменив электроприборы на игрушки.
Тем не менее, в обоих проектах есть не просто похожие, а буквально идентичные сцены, которые Лассетер явно «содрал».
6. Форсаж | 2001
Первая часть приключений Доминика Торетто и компании как две капли воды похожа на фильм «На гребне волны» 1990 года с Киану Ривзом и Патриком Суэйзи в главных ролях.
Разница лишь в том, что в «Форсаже» – банда уличных гонщиков, а в оригинале банда серферов. В обоих боевиках главный герой проникает в группировку под прикрытием, заводит отношения с девушкой, начинает дружить с главарем и входит во вкус.
5. Голодные игры | 2012
Это особенный случай, так как здесь в плагиате смело можно обвинить не только авторов фильма, но и писательницу Сьюзен Коллинз, написавшую книгу.
История о безрадостном будущем и группе подростков, участвующих в смертельной игре – все это в 2000 году было показано в японском фильме «Королевская битва», снятом по одноименной книге.
Коллинз утверждала, что никогда не читала книгу, а создатели фильма что не смотрели версию японцев. Тем не менее, плагиат налицо, причем не самый удачный.
В «Королевской битве» много убийств и крови, что и должно быть в картине про смертельные игры, а Голливуд снял сопливую мелодраму для подростков.
4. Бешеные псы | 1992
Идею своего дебютного фильма Тарантино позаимствовал у японского боевика «город в огне» 1987 года. Налет на ювелирку, коп под прикрытием, член банды с неустойчивой психикой – все это придумал не Квентин.
Однако все гениальные диалоги и постановка сцен – целиком его заслуга. Этот режиссер часто черпает (или откровенно ворует идеи) вдохновение в работах своих коллег, но перерабатывает все так, что обвинить его в плагиате язык не поворачивается.
3. Звездные войны | 1977
При создании легендарной вселенной «Звездных войн» Джордж Лукас вдохновлялся в основном научно-фантастическими сериалами 50-х и книгами, но больше всего он взял не из них, а из фильма «Три негодяя в скрытой крепости» Акиры Куросавы.
Первоначальный сценарий так сильно напоминал работу Куросавы, что Лукас всерьез думал о покупке прав на нее, но потом историю слегка изменили.
Тем не менее общего осталось очень много, хоть и подано все в фантастических декорациях.
2. За пригоршню долларов | 1964
Первая часть долларовой трилогии Серджио Леоне рассказывает о стрелке в исполнении Клинта Иствуда, который решает подзаработать на войне двух банд, обосновавшихся в маленьком городке.
С этого вестерна начался путь Леоне к званию короля жанра, но радость победы омрачил иск от Акиры Куросавы.
Фильм Леоне – калька с фильма «Телохранитель», снятый Акирой в 1961 году.
Если Джордж Лукас взял многое, но добавил и много от себя, то Серджио Леоне не стал заморачиваться и просто заменил самураев из японского фильма на ковбоев в своем. В итоге ему пришлось раскошелиться и отдать 15% кассовых сборов.
1. Король Лев | 1994
Мультфильм «Король Лев» до сих пор остается одним из лучших анимационных проектов в истории, принесшим Disney кучу денег. Ирония в том, что он позиционировался как первый мультик студии, снятый не на основе сказки, а по оригинальному сценарию.
В это можно было бы поверить, если бы не существовало японского аниме «Белый лев Кимба», снятого в 1965 году.
Кимба – маленький львенок, которому предстоит править джунглями. Он также теряет отца, ему является его дух в облаке, трон короля джунглей занимает злобный лев с двумя гиенами на побегушках. Попугай, эксцентричный бабуин, возлюбленная – все это есть в аниме.
Когда создателей «Белого льва Кимбы» спросили, почему они не подали в суд на Disney за столь наглый плагиат они ответили, что не могут соперничать с многомиллиардной корпорацией, в штате у которой сотни опытных юристов.