Всегда любопытно: кто самый сильный? Кто кого сборет — кит или слон? Кто самый умный? Наконец, кто самый большой?
Самолёты являются одной из вершин современных технологий, к тому же постоянно на виду. Вполне понятно любопытство: а кто из них тяжелее и везёт больше груза? А кто больше? Давайте узнаем, какие самолёты можно назвать самыми длинными в мире.
Список
10. Боинг 777-200ER (63.7 м)
Семейство Боинг 777 является на сегодня флагманским корпорации Боинг. Именно на нём осуществлён мировой рекорд дальности полёта серийного пассажирского лайнера (22 тыс. км). Модификация Боинг 777-200ER является «младшенькой» в семействе и имеет самый короткий фюзеляж — всего около 64 м при размахе крыла 61 м.
Самолёты этой модификации эксплуатируются с 1995 года и могут перевозить до 400 пассажиров. Взлётная масса при этом допускается до 300 тонн.
Индекс «ER» в названии указывает на увеличенную дальность полёта. Машины этой серии являются «рабочими лошадками» на межконтинентальных перевозках, и могут без посадки довезти пассажиров на расстояние до 14 тыс. км.
9. Ан 124 (69 м)
Долгое время Ан-124 «Руслан» заслуженно считался самым большим и самым тяжёлым из массово производимых специализированных грузовых самолётов. Машина, способная поднимать в воздух до 120 тонн груза, имеет при длине 69 м размах крыла 73 м.
Решение о создании самолёта подобных параметров было принято в СССР ещё в конце 60-х годов. Основным заказчиком выступали военные, испуганные сведениями о готовящемся в США производстве самолёта сходных параметров. Но сложность разработки и неповоротливость экономики привели к тому, что в воздух машина поднялась только в 1983 г.
Самолётов было построено относительно мало, чуть более 50. Но многие из них до сих пор успешно эксплуатируются, выполняя коммерческие перевозки тяжёлых грузов.
8. Боинг 747 (70.6 м)
Для организации знаменитейшего «воздушного тяжеловоза» Боинг 747 корпорации пришлось в начале 60-х годов построить отдельный завод — причём в совершенно необорудованной местности.
Несмотря на колоссальные затраты, прибыль от производства, продаж и сдачи в лизинг самолёта, который моментально приобрёл популярность, они полностью окупились.
Неудивительно, ведь этот «извозчик» сразу планировался для перевозки не менее 150 тонн груза. Амбиции определили габариты машины: при размахе крыла 60 м габаритная длина машины составила 71 м, а высота почти 20 м.
Машина летает с 1968 г. и сразу же получила ласковое прозвище Джамбо (Слоник). Претерпев за полвека множество модификаций, модель не только эксплуатируется до сих пор, но и планируется её дальнейшее усовершенствование.
7. Аэробус A380 (73 м)
С начала 90-х годов европейский авиаконцерн хотел потеснить Боинг на рынке самолётов, перевозящих ну очень много пассажиров за один раз. И с появлением модели Аэробус А380 ей удалось достичь столь амбициозной цели.
Машина максимальной взлётной массы до 560 тонн при размахе крыла 80 м имеет длину 73 м. Высота при этом тоже внушительна — 24 м (это почти 9-этажный дом).
В настоящее время производство самолётов активно продолжается. Не останавливается работа над созданием новых модификаций (с увеличенной экономичностью, дальностью полёта, вместимостью салона).
6. Аэробус A340-600 (75.36 м)
Поднявшийся в воздух в 1981 г., «младший братишка» А380, тем не менее, значительно превосходит его по длине. При размахе крыльев 64 м последняя модификация самолёта Аэробус А340-600 имеет длину фюзеляжа более 75 м.
Разумеется, постройка такой длинной машины была вызвана желанием вместить как можно больше пассажиров, переделав самолёт лишь минимально. «Врезка» в фюзеляж дополнительных секций является распространённым решением, позволяющим быстро и дёшево добиться желаемого.
Так, серия А340 изначальны была длиной всего лишь 59 м. Постепенное удлинение фюзеляжа по типу «лимузина» позволило увеличить вместимость салона почти вдвое, и теперь самолёт может перевозить до 475 пассажиров.
5. Локхид C-5 Galaxy (75.5 м)
В 1968 г. корпорация Боинг передала армии США первые экземпляры самолёта. Это именно он так напугал советских военных, что привело к созданию через 15 лет самолёта Ан-124).
Итак, знакомьтесь: Локхид С-5 «Галактика». Размах крыла 68 м. Длина 76 м. Взлётная масса до 380 тонн, из которых до 118 тонн может приходиться на груз.
Самолёт изначально планировался для воздушно-десантных операций, что определило большой поперечник фюзеляжа и возможность погрузки через полностью откидывающуюся носовую часть. Задача вполне достигнута — в самолёт можно поместить до шести вертолётов; или пару тяжёлых танков; или пяток БТР с экипажем. И всё это он способен утянуть на 4400 км!
4. Боинг 747-8 (76.4 м)
Старичок Боинг-747 давно зарекомендовал себя как вместительный и надёжный извозчик. Увы, общемировая тенденция к увеличению пассажирских мест в салонах эконом-класса давно заставляла инженеров Боинга приглядываться к возможности удлинения фюзеляжа.
В начале 2000-х годов публике представили «стретч», получивший обозначение Боинг 747-8. Новая машина получила крыло увеличенного размаха (68.5 м) и удлинённый фюзеляж, вмещавший теперь 1048 пассажиров 2 и 3 классов. Вместимость 1 класса осталась прежней — и по-прежнему официально не заявляется, так как каждая авиакомпания обставляет «люкс» на свой лад.
Объём грузового отсека увеличился на 60%, а максимальная взлётная масса достигла 442 тонн.
3. Боинг 777-9X (76.5 м)
Эта модификация флагманского семейства пассажирских лайнеров корпорации Боинг пока ещё не эксплуатируется. Вполне вероятно, что в настоящее время самолёты модели Боинг 777-9X проходят лётные испытания.
Согласно официальным источникам, машина имеет улучшенное крыло значительного удлинения. Интересно, что современные крылья авиалайнеров такие гибкие, что для Боинг 777-9X отдельно указывают размах крыла на стоянке (65 м) и в воздухе (73 м). Длина фюзеляжа, заявленная в 76.5 м, должна обеспечить вместимость салона эконом-класса до 430 человек.
2. Ан 225 «Мрия» (84 м)
На сегодня этот самолёт абсолютный рекордсмен из серийно построенных и находящихся в эксплуатации. При длине по строительной оси 84 м Ан-225 «Мрия» имеет размах крыльев 88 метров. Взлётная масса может достигать 640 тонн, из которых 250 приходится на перевозимый груз.
Изначально самолёт разрабатывался для использования в ракетно-космической программе «Энергия — Буран». Это предопределило то, что уже при проектировании была предусмотрена возможность перевозить тяжёлые и очень большие грузы («Буран») «на спине» самолёта.
Было построено всего две машины этого типа. Зато обе регулярно эксплуатируются, перевозя самые тяжёлые грузы из когда-либо в истории поднимаемых в воздух.
1. Стратоланч (73 м - длина, 117 м - ширина)
И завершает наш список самолёт не просто большой, а официально самый большой в мире из летавших до сегодняшнего дня. Несмотря на то, что длина самолёта существенно меньше, чем «Мрии», размах крыльев куда как больше — целых 117 м. Это по праву даёт ему звание рекордсмена.
Самолёт-носитель Scaled Composites «Stratolaunch Model 351», так же, как и «Мрия», изначально проектировал как носитель ракетно-космической техники. Масса полезной нагрузки заявлена такой же, как у Ан-225 — до 250 тонн. Но, в отличие от Антонова, вся нагрузка подвешивается под крылом, между двумя фюзеляжами. Это неудивительно, ведь самолёт предназначался для «воздушного старта» космических ракет.
Увы, самолёт совершил единственный испытательный полёт (причём, без груза) и перспективы его дальнейшей судьбы совершенно неизвестны.