Творческая биография выдающегося австрийского композитора Йозефа Гайдна простиралась почти на полвека и охватила абсолютно все этапы развития венской классической школы музыки — от начала ее становления в 1760-х гг. и до расцвета творчества Бетховена в начале XIX столетия.
Австрийского композитора не зря зовут отцом симфонии. Именно благодаря вкладу Гайдна этот жанр наконец приобрел классическое совершенство и стал базой, на которой был взращён симфонизм великого Бетховена.
Кроме того, Гайдн первым написал завершенные образцы и других популярных жанров эпохи классицизма — струнного квартета и клавирной сонаты. Также именно он впервые создал светские оратории на немецком языке.
Невероятная плодотворность, широта фантазии, неиссякаемая свежесть восприятия, гармоничное ощущение бытия – вот основные признаки творческого наследия прославленного мастера.
Представляем вам 10 самых известных музыкальных произведений Йозефа Гайдна.
Список
10. Опера «Аптекарь»
Премьера оперы состоялось в 1768 году в замке князя Эстерхази. Кстати, по словам самого автора, создание “Аптекаря” было приурочено к открытию дворцового театра “Эстерхаза”.
В 19-20 столетии опера пользовалась большой популярностью и с успехом шла на самых прославленных сценах мира: в Вене, Дрездене, Гамбурге, Амстердаме, Лондоне и др.
9. Симфония № 82 – «Медведь»
Название этого произведения «Медведь» связано с тем, что в то время под подобные мелодии водили медведей цыгане.
8. Симфония № 45 – «Прощальная симфония»
Симфонию № 45 часто называют “Прощальной”, и существует несколько теорий возникновения подобного названия.
Одна, основанная на словах самого автора, сохранилась в воспоминаниях его современников. Во время работы над этим произведением Гайдн служил в капелле князя Эстерхази, одного из венгерских вельмож, чье могущество и достаток превосходили королевские.
В 1772 году князь Эстерхази приказал, чтобы во время его пребывания в поместье семьи музыкантов капеллы не могли проживать там же. Только в отсутствие князя музыканты имели возможность покидать резиденцию и встречаться со своими женами и детьми.
В тот год князь довольно долго находился в поместье, и измученные разлукой с семьями музыканты обратились с просьбой о помощи к своему руководителю. Гайдн весьма остроумно подошел к решению этой проблемы и сумел передать прошение оркестрантов во время исполнения новой симфонии.
Согласно другой версии, просьба касалась жалованью, которое князь задерживал, и в названии содержался намек на то, что музыканты собираются покинуть место службы.
7. Сотворение мира
Ежедневно композитор молил Бога о даровании духовных сил и таланта для завершения своего труда. Масштабности замысла соответствовало не только длительность написания, но и перечень музыкальных инструментов, включенных в исполнительский состав: 3 тромбона, 3 флейты и контрфагот – для времени, в котором жил Гайдн, состав этот более чем приличный.
То благочестие, сопутствующие автору во время работы над произведением, в полной мере воплощается в завершенном варианте оратории в каком-то особенном ключе. “Сотворение мира” буквально пронизано восторгом и благоговейным преклонением перед красотой мира, радостью бытия.
6. Симфония № 94 – «Сюрприз»
Сцена фонтанирующего через край веселья простого люда, насыщение танцевальными мелодиями и юмористическими “мазками”, вариации на темы аутентичных народных мотивов.
На суд зрителей 94-я симфония “Сюрприз” была представлена 23 марта 1792 года в Лондоне в концерте Саломона. Дирижировал сам Гайдн. Премьера прошла с оглушительным успехом.
5. Орфей и Эвридика
Опера Гайдна “Орфей и Эвридика”, написанная в 1791 году, состоит из 4-х действий. Авторство либретто к произведению принадлежит К. Бадини.
Эта опера австрийского мастера, предназначавшаяся для исполнения в английской столице, так и осталась незавершенной. Также некоторой тайной является смысл ее названия. Некоторые эксперты утверждают, что философ олицетворяет Орфея, а душа его — Эвридика.
К сожалению, опера более 150 лет находилась в забвении. И только 1951 году во Флоренции она была исполнена. Кстати, в постановке приняла участие великая Мария Каллас. С тех пор произведение пользуется с тех пор огромным успехом у любителей оперного искусства.
4. Лунный мир
Произведение было написано для придворного театра князя Эстерхази, на службе у которого тогда состоял Гайдн.
“Лунный мир” создан на либретто прославленного итальянского комедиографа Карло Гольдони. Сюжет ее основывается на одной из самых знаменитых мистификаций Нового времени — открытием Лунного мира.
Это комедийная история повествует о том, как лжеастролог разыграл на Земле реальность жителей Луны под предводительством лунного императора.
3. Времена года
Речь идет о “Сотворении мира” и “Временах года”. Именно эти произведения дали возможность прославленному композитору так многогранно раскрыть его философские представления о смысле человеческого бытия и самых главных ценностях жизни.
Тема перемены времен года и вообще циклических изменений в природе в классической музыке использовалась не один раз. Однако Гайдн впервые связал ее с жизнью народа и сделал близкой и понятной.
Подобная концепция схожа с теорией великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, которая культивирует существование человека, живущего в гармонии с окружающим его миром.
В оратории собраны свойственные Гайдну признаки музыкального стиля: простота и ясность мелодии; применение тем, схожих с бытовыми, разнообразие номеров — в произведении есть хоры, речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и проч. 44 номера “разбиты” на четыре части, каждый из которых имеет название времени года.
2. Оксфордская симфония
По мнению многих экспертов, это произведение с протяжной медленной частью и великолепными музыкальными изысканиями является одним из лучших творений мастера.
Симфонию получила название “Оксфордская” из-за того, что Гайдн впервые провел ее в 1791 на церемонии присвоения ему почетной докторской степени знаменитого Оксфордского университета. Это произошло достаточно быстро после его первого прибытия в Великобританию, и так как композитор еще не завершил работу над двенадцатью “лондонскими” симфониями, он, в итоге, решил преподнести в знак благодарности за оказанную ему честь новую из своих законченных симфоний.
1. Соната для фортепиано Ре Мажор
Соната содержит 3 части. Первая и заключительная – быстрые, действенные, торжественные. Вторая часть размеренная, глубоко сосредоточенная и даже печальная.
Ведущая партия первой части — оживленная и энергичная. За счет легкой для восприятия мелодии и высокому регистру, она звучит мягко и изящно.