· · 50 880

Топ-10 самых известных произведений Йозефа Гайдна, которые стоит услышать

Главная > Культура > Топ-10 самых известных произведений Йозефа Гайдна, которые стоит услышать

Творческая биография выдающегося австрийского композитора Йозефа Гайдна простиралась почти на полвека и охватила абсолютно все этапы развития венской классической школы музыки — от начала ее становления в 1760-х гг. и до расцвета творчества Бетховена в начале XIX столетия.

Австрийского композитора не зря зовут отцом симфонии. Именно благодаря вкладу Гайдна этот жанр наконец приобрел классическое совершенство и стал базой, на которой был взращён симфонизм великого Бетховена.

Кроме того, Гайдн первым написал завершенные образцы и других популярных жанров эпохи классицизма — струнного квартета и клавирной сонаты. Также именно он впервые создал светские оратории на немецком языке.

Невероятная плодотворность, широта фантазии, неиссякаемая свежесть восприятия, гармоничное ощущение бытия – вот основные признаки творческого наследия прославленного мастера.

Представляем вам 10 самых известных музыкальных произведений Йозефа Гайдна.

10. Опера «Аптекарь»

“Аптекарь” – комическая опера в одном действии. Либретто к этому вокальному музыкальному произведению написал Карло Гольдони.

Премьера оперы состоялось в 1768 году в замке князя Эстерхази. Кстати, по словам самого автора, создание “Аптекаря” было приурочено к открытию дворцового театра “Эстерхаза”.

В 19-20 столетии опера пользовалась большой популярностью и с успехом шла на самых прославленных сценах мира: в Вене, Дрездене, Гамбурге, Амстердаме, Лондоне и др.

9. Симфония № 82 – «Медведь»

Гайдн написал симфонию для исполнения флейтой, двумя гобоями, двумя фаготами, струнными, ударными (литаврами), медными духовыми и генерал-басом. Фоном выступает протяженный звук бурдон, а уже на накладывается весёлая энергичная тема.

Название этого произведения «Медведь» связано с тем, что в то время под подобные мелодии водили медведей цыгане.

8. Симфония № 45 – «Прощальная симфония»

На рубеже 60—70-х годов в творчестве Гайдна четко просматривается изменение стилистики. Начинают появляться симфонии патетические, написанные преимущественно в миноре. Они олицетворяют собой совершенно новый стиль австрийского мастера, который соединял его искания яркой выразительности с популярным в то время немецким литературным течением “Бури и натиска”.

Симфонию № 45 часто называют “Прощальной”, и существует несколько теорий возникновения подобного названия.

Одна, основанная на словах самого автора, сохранилась в воспоминаниях его современников. Во время работы над этим произведением Гайдн служил в капелле князя Эстерхази, одного из венгерских вельмож, чье могущество и достаток превосходили королевские.

В 1772 году князь Эстерхази приказал, чтобы во время его пребывания в поместье семьи музыкантов капеллы не могли проживать там же. Только в отсутствие князя музыканты имели возможность поки­дать резиденцию и встречаться со своими женами и детьми.

В тот год князь довольно долго находился в поместье, и измученные разлукой с семьями музыканты обратились с просьбой о помощи к своему руководителю. Гайдн весьма остроумно подошел к решению этой проблемы и сумел передать прошение оркестрантов во время исполнения новой симфонии.

Согласно другой версии, просьба касалась жалованью, которое князь задерживал, и в названии содержался намек на то, что музыканты собираются покинуть место службы.

7. Сотворение мира

Над написанием этой легендарной оратории Гайдн работал около двух лет. По воспоминания самого автора, он ее ни разу в жизни не излучал такого благочестия, как во время создания “Сотворения мира“.

Ежедневно композитор молил Бога о даровании духовных сил и таланта для завершения своего труда. Масштабности замысла соответствовало не только длительность написания, но и перечень музыкальных инструментов, включенных в исполнительский состав: 3 тромбона, 3 флейты и контрфагот – для времени, в котором жил Гайдн, состав этот более чем приличный.

То благочестие, сопутствующие автору во время работы над произведением, в полной мере воплощается в завершенном варианте оратории в каком-то особенном ключе. “Сотворение мира” буквально пронизано восторгом и благоговейным преклонением перед красотой мира, радостью бытия.

6. Симфония № 94 – «Сюрприз»

Это произведение включено в состав шести так называемых Лондонских симфоний (№№ 93—98). Они являются самим воплощением самых ярких черт позднего стиля Гайдна.

Сцена фонтанирующего через край веселья простого люда, насыщение танцевальными мелодиями и юмористическими “мазками”, вариации на темы аутентичных народных мотивов.

На суд зрителей 94-я симфония “Сюрприз” была представлена 23 марта 1792 года в Лондоне в концерте Саломона. Дирижировал сам Гайдн. Премьера прошла с оглушительным успехом.

5. Орфей и Эвридика

Опера Гайдна “Орфей и Эвридика”, написанная в 1791 году, состоит из 4-х действий. Авторство либретто к произведению принадлежит К. Бадини.

Эта опера австрийского мастера, предназначавшаяся для исполнения в английской столице, так и осталась незавершенной. Также некоторой тайной является смысл ее названия. Некоторые эксперты утверждают, что философ олицетворяет Орфея, а душа его — Эвридика.

К сожалению, опера более 150 лет находилась в забвении. И только 1951 году во Флоренции она была исполнена. Кстати, в постановке приняла участие великая Мария Каллас. С тех пор произведение пользуется с тех пор огромным успехом у любителей оперного искусства.

4. Лунный мир

Произведение было написано для придворного театра князя Эстерхази, на службе у которого тогда состоял Гайдн.

“Лунный мир” создан на либретто прославленного итальянского комедиографа Карло Гольдони. Сюжет ее основывается на одной из самых знаменитых мистификаций Нового времени — открытием Лунного мира.

Это комедийная история повествует о том, как лжеастролог разыграл на Земле реальность жителей Луны под предводительством лунного императора.

3. Времена года

Ни одно из других музыкальных сочинений великого мастера не приносило ему успеха настолько оглушительного и сенсационного, как две его оратории, написанные в самом конце жизненного пути.

Речь идет о “Сотворении мира” и “Временах года”. Именно эти произведения дали возможность прославленному композитору так многогранно раскрыть его философские представления о смысле человеческого бытия и самых главных ценностях жизни.

Тема перемены времен года и вообще циклических изменений в природе в классической музыке использовалась не один раз. Однако Гайдн впервые связал ее с жизнью народа и сделал близкой и понятной.

Подобная концепция схожа с теорией великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, которая культивирует существование человека, живущего в гармонии с окружающим его миром.

В оратории собраны свойственные Гайдну признаки музыкального стиля: простота и ясность мелодии; применение тем, схожих с бытовыми, разнообразие номеров — в произведении есть хоры, речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и проч. 44 номера “разбиты” на четыре части, каждый из которых имеет название времени года.

2. Оксфордская симфония

Симфония № 92 Гайдна, которая позднее получила название “Оксфордская”, в реальности была написана для жителей французской столицы.

По мнению многих экспертов, это произведение с протяжной медленной частью и великолепными музыкальными изысканиями является одним из лучших творений мастера.

Симфонию получила название “Оксфордская” из-за того, что Гайдн впервые провел ее в 1791 на церемонии присвоения ему почетной докторской степени знаменитого Оксфордского университета. Это произошло достаточно быстро после его первого прибытия в Великобританию, и так как композитор еще не завершил работу над двенадцатью “лондонскими” симфониями, он, в итоге, решил преподнести в знак благодарности за оказанную ему честь новую из своих законченных симфоний.

1. Соната для фортепиано Ре Мажор

“Соната для фортепиано Ре Мажор” была написана в 1779-1780 годах. Известно, что в момент создания симфония являлась посвящением сестрам фон Ауэнбруггер.

Соната содержит 3 части. Первая и заключительная – быстрые, действенные, торжественные. Вторая часть размеренная, глубоко сосредоточенная и даже печальная.

Ведущая партия первой части — оживленная и энергичная. За счет легкой для восприятия мелодии и высокому регистру, она звучит мягко и изящно.

42 10
Топ-10 самых известных произведений Йозефа Гайдна, которые стоит услышать
Поделиться