Каждая мама хотя бы краем уха слышала о методике Монтессори. Мария Монтессори – педагог и врач из Италии составила свою систему обучения еще в 50-х годах прошлого века, но она до сих пор пользуется огромной популярностью.
Не только родители используют методику Монтессори, но и предприниматели. Они открывают детские сады, в которых занятия с детьми осуществляются по этой системе.
Желающих попасть в такой садик всегда огромное количество, даже несмотря на то, что стоимость посещения их на порядок выше, чем обычных. Кончено, речь идет о частных детских садиках, но сейчас эту методику внедряют и в государственных детских учреждениях.
Действительно, методику Монтессори можно назвать уникальной. С помощью нее можно воспитать самостоятельного ребенка, который будет понимать, что ему интересно, а что нет.
Самый главный принцип обучения Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел разбираться в своих желаниях, научился ставить перед собой цели и добиваться их, стал самостоятельным и ответственным, возьмите на вооружение принципы Монтессори.
Если же вам некогда разбираться в системе, вы можете узнать основные правила методики Монтессори из нашей статьи.
Список
- 10. Следуйте за ребенком
- 9. Предоставьте ребенку свободу
- 8. Делайте упор на практику, а не на теорию
- 7. Не прерывайте занятия ребенка
- 6. Проводите «мастер-классы»
- 5. Не игнорируйте сензитивные периоды и впитывающий разум
- 4. Подготовьте среду для изучения
- 3. Предоставьте ребенку предметы «детского» размера
- 2. Поддерживайте порядок
- 1. Внимательно подбирайте материал для занятий
10. Следуйте за ребенком
Самое главное правило – предоставить ребенку возможность выбрать.
Большинство родителей не прислушиваются к желаниям малыша, а навязывают ему свои. Если ребенок хочет рисовать, не нужно заставлять его лепить из пластилина. Если он хочет рассматривать картинки, не нужно заставлять его играть. Немного утрировано, но понятно, о чем идет речь.
Внимательно наблюдайте за ребенком, предлагайте те занятия, которые пришлись ему по душе. Уважайте его интересы и потребности, забудьте свои мечты о том, чтобы воспитать великого художника или актера.
Не нужно воплощать в ребенке свои несбывшиеся мечты или ориентироваться на успехи детей друзей и знакомых. Каждый ребенок индивидуален.
9. Предоставьте ребенку свободу
Каждая мама переживает за своего ребенка и хочет для него самого лучшего. Для маленького ребенка даже небольшая квартира таит много опасностей, что уж говорить об улице. Острые углы, твердый пол, запретные вещи – все это ограничивает свободу малыша.
Дайте ребенку возможность познавать мир. Уберите все лишнее, сделайте вашу квартиру максимально безопасной. Пусть ребенок свободно передвигается. Не нужно его одергивать. Не говорите фразы: «Туда не ходи. Это брать нельзя». Точно также ведите себя на улице, следите за ребенком, незаметно контролируйте, но не ограничивайте его передвижения.
В противном случае с самого детства у ребенка формируется восприятие мира, в котором без разрешения мамы нельзя и шагу ступить. О какой самостоятельности может идти речь?
8. Делайте упор на практику, а не на теорию
Маленький ребенок понятия не имеет, о чем вы ему рассказываете. Книги и карточки – это, конечно, хорошо, но жить ему придется в реальном мире. Старайтесь показывать реальные предметы, а не картинки. Важно, чтобы ребенок не только рассмотрел, но и потрогал вещь, о которой вы ему рассказываете.
Понятно, что этот метод можно использовать не в каждой ситуации. Обязательно подключайте ребенка к домашним делам. Позвольте ему полить цветы, накормить кошку, прибрать одежду. Даже если потом вам придется все переделывать, вы поможете ребенку развить координацию движений, чувство ответственности, желание заботиться о других.
7. Не прерывайте занятия ребенка
Когда ребенок сильно увлечен каким-то занятием, не мешайте ему. Не нужно говорить ему, что он неправильно делает, слишком медленно или неаккуратно. Пусть ваш сын или дочь самостоятельно определит ритм занятия.
Если ребенку нравится рисовать, лепить, играть в конструктор, не мешайте. Отложите все свои гениальные идеи проведения досуга «на потом». Иначе вы рискуете воспитать ребенка, который ни одно дело не доведет до конца. Дайте ребенку понять, что важен не только результат, но и процесс.
6. Проводите «мастер-классы»
Не ждите, что ваш ребенок сам догадается, как пользоваться новой вещью или игрушкой. Устройте для него «мастер-класс». Показывайте ему как листать книги, как рисовать кошку, как застегивать пуговицы…
Можно придумать массу занятий, самое обыденное дело превратить в обучающий процесс. Вы уже знаете, что дети копируют поведение мамы и папы. Дети – отражение родителей. Если вы хотите привить любовь к книгам, как можно больше читайте.
Большинство родителей «сидят» в телефонах, зависают в соцсетях или смотрят видео, а ребенок должен полюбить игрушки, карандаши, пластилин или книги. Не ждите, что это произойдет.
Скорее всего, ребенок уже тянет свои ручки к вашему гаджету, вы сами того не подозревая провели «мастер-класс». Помните: вы всегда являетесь примером для вашего ребенка.
5. Не игнорируйте сензитивные периоды и впитывающий разум
Сензитивный период – это время наивысших возможностей, благоприятные условия для развития навыков и эмоциональных реагирований.
Например, сензитивный период для развития речи от 1,5 лет до 3. Если вы будете пытаться учить разговаривать ребенка, которому исполнилось 6 месяцев, потерпите фиаско.
Поэтому соберите информацию об основных сензиивных периодах и предлагайте ребенку занятия в соответствии с ними. Мария Монтессори предлагает термин «впитывающий разум», ребенок впитывает знания, которые ему интересны. Ко всему остальному он пока равнодушен.
4. Подготовьте среду для изучения
Выше уже было отмечено, что наибольшую пользу несут те занятия, когда ребенок имел возможность «собственноручно» изучить предмет или вещь, то есть потрогать его. Ребенку в этом возрасте очень важно получать собственный опыт.
Не показывайте ему стакан с водой на картинке, возьмите настоящий стакан. Не переживайте, если что-то пойдет не так. Если ребенок разольет воду, покажите ему, что ее можно вытереть. Это всего лишь пример. Пусть ребенок не только смотрит, но и ощущает.
3. Предоставьте ребенку предметы «детского» размера
Маленькому ребенку трудно справиться со многими взрослыми вещами. Они для него слишком большие и громоздкие. Поэтому подготовьтесь и приобретите несколько уменьшенных копий различных предметов и вещей: миска вместо тазика, маленький веник или щетка для уборки, небольшие контейнеры, книги маленького размера.
Прежде чем купить что-то подумайте, сможет и ребенок пользоваться этой вещью. Наверняка вы не раз замечали, с каким трудом ваш сын или дочь пытается «вымыть» пол взрослой шваброй. Если ее размер будет чуть меньше, ребенку будет намного удобнее. Это касается и других предметов.
2. Поддерживайте порядок
Очень важно научить ребенка порядку. Конечно, сделать это непросто. Маленькие дети не ценят старания мамы, и через полчаса после уборки в квартире снова царит хаос. Привлекайте ребенка к процессу. Пусть он прибирает свои игрушки.
Кстати, раз в неделю (чаще или реже, как вам удобнее) перебирайте игрушки. Сломанные экземпляры выбрасывайте или ремонтируйте, убирайте те, из которых ваш ребенок вырос. Порядок способствует развитию системного мышления и аккуратности.
1. Внимательно подбирайте материал для занятий
Если вы устраиваете дома тематические занятия, отнеситесь к выбору подручного материала с особой внимательностью. Например, сегодня вы изучаете цвета, необходимо, чтобы предметы, демонстрирующие их, были одного размера и формы. В противном случае у ребенка могут возникнуть трудности с восприятием.
Если в процессе обучения ребенок ошибается, не бойтесь говорить ему об этом. Иначе у него может сформироваться неверное представление о некоторых предметах и явлениях. Научите ребенка исправлять свои ошибки.