· · 630

10 популярных игр нашего детства

Главная > Игры > 10 популярных игр нашего детства

Наверняка, многим нынешним детям и подросткам, родившимся после 2000 года, может показаться, что детство их мам и пап (и уж тем более – бабушек и дедушек) было скучным.

Ведь тогда не было ни компьютеров, ни смартфонов, ни других уже привычных гаджетов, без которых современные тинейджеры не могут прожить ни часа. И если когда-то во дворах всегда было полно детей, которые прекрасно друг друга знали и играли все вместе во что угодно (заметьте, – без всякого присмотра со стороны взрослых). А сегодня на детских площадках можно встретить разве что малышей, за которыми неусыпно надзирают бабушки или мамы.

А ведь те игры во дворе (в которых иногда участвовала вся окрестная детвора от 4-5 до 14-15 лет) – это и была самая настоящая и, пожалуй, самая правильная, социализация.

Мы учились взаимодействовать друг с другом в разных ситуациях, развивали ловкость, выносливость и реакцию (а также и навыки взаимовыручки) в подвижных играх, память, быстроту мышления, внимательность и чувство юмора – в «тихих» играх. И всё это нам очень пригодилось потом во взрослой жизни.

Давайте же вспомним 10 самых популярных игр последнего советского поколения (и не удивляйтесь, что в этой десятке нет ни пряток, ни жмурок – уж они-то, слава богу, прекрасно знакомы детям и сегодня).

10. Море волнуется раз


У этой игры есть, как минимум, два варианта правил (в любом случае они очень просты). Вот два основных. Ведущий закрывает глаза и начинает декламировать:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!

В это время все игроки двигаются, как хотят, изображая какие-то вещи или живых существ (к примеру, раз уж речь идёт о море, – волны, акулу, чайку и т.д.). Когда ведущий дошёл до последнего слова и открыл глаза, все сразу должны застыть в той позе, какую успели принять. А дальше идут две версии развития событий:

1) Ведущий очень внимательно наблюдает за участниками, – они должны быть абсолютно неподвижны! Если вдруг кто-то пошевелился (и был замечен за этим), он либо сам идёт на место ведущего, либо выходит из игры (в таком случае игра длится до победы самой стойкой «морской фигуры»).

2) Ведущий пытается угадать, кого (или что) изображают замершие игроки. Тот, чью фигуру так и не «опознали», теперь водит сам.
Эта игра, между прочим, отлично развивает фантазию и актёрские задатки.

9. Съедобное-несъедобное


Правила несложные. Игроки встают в ряд. Ведущий идёт вдоль него и бросает мяч каждому по очереди (или хаотично), одновременно произнося любое слово. Если оно означает нечто съедобное, то игрок ловит мяч, если же нет, – бросает его назад ведущему (или же просто отбивает).

Само собой, ведущий пытается обмануть играющих: например, он называет подряд несколько «съедобных» слов, а потом вдруг выдаёт «несъедобное».

Кстати, ведущий имеет право ещё и вести игру в разном темпе, внезапно меняя его: сначала некоторое время говорить и кидать мяч медленно, а потом вдруг ускоряться, и наоборот. Это придаёт игре ещё больший азарт, – ведь игроки начинают чаще ошибаться.

Тот из них, кто всё-таки «слопал» несъедобное, теперь будет исполнять роль ведущего (или же пока что выйдет из игры, и так – до последнего, самого внимательного, игрока).

Хорошая реакция и внимательность развиваются на «отлично».

8. Я знаю пять имён


Кто-то назначается ведущим: он задаёт темы (имена, фрукты, животные, цвета, посуда и т.д.). И вот ведущий объявляет, например: «Я знаю 5 имён мальчиков».

Первый игрок берёт мяч и начинает стучать им о землю, проговаривая при каждом ударе «мальчуковое» имя: «Петя – 1, Коля – 2, Сеня – 3, Вася – 4, Ваня – 5». За ним берёт мяч следующий игрок и начинает собственный отсчёт: «Андрей – 1, Алексей – 2, Ефим – 3, Федя – 4, Саша – 5». Дальше то же самое продолжает третий игрок, четвёртый и т.д. (Часто перед игрой договариваются, что повторять дважды одно и то же имя, один и тот же цвет, или город, или страну и т.д. нельзя).

Постепенно из игры выбывают те участники, которые начинают ошибаться, – не могут придумать ещё одно слово по заданной теме, ударяют мячом, но не называют слово и т.д. Если же все игроки справляются одинаково хорошо, то задачу можно и усложнить: «Я знаю 6 имён», «Я знаю 7 имён» (и так до 10).

Игра развивает эрудицию, память и внимательность. А ещё она многозадачна, – ведь нужно одновременно и вспоминать слова, и не забывать стучать мячом.

7. Глухой (или испорченный) телефон


Играть можно командой или двумя (хм… а то и тремя). Участники садятся в ряд. Ведущий тихим шёпотом говорит на ухо первому из них любое слово. Теперь этот игрок должен (так же тихо) передать его следующему «по цепочке».

Слово шепчут друг другу до самого конца ряда. Крайний игрок встаёт и произносит то, что он услышал. Иногда получается очень смешно, – по мере «продвижения» по ряду изначальное слово искажается до полной неузнаваемости.

В случае, когда играли две-три команды, побеждает та из них, которая максимально точно передала изначальное слово ведущего. Здесь тоже развивается внимательность.

6. Фанты


О да! Эта игра была одной из самых любимых! Правила таковы: ведущий берёт у каждого из игроков какой-то небольшой предмет – значок, пуговицу, заколку и т.п. (важно запомнить, какой из них чей!), и складывает, например, в кепку. А потом каждый играющий пишет на маленьком листке бумаги любое задание.

Задания сворачиваются в трубочки (или складываются «конвертиком») и помещаются в другую кепку. Ну вот, можно начинать. Ведущий, закрыв глаза, перемешивает бумажки и достаёт одну из них. Так же (не глядя!) он вытягивает чей-то предмет. Всё!

Теперь игрок, которому принадлежит вещь, должен обязательно выполнить это задание. Само собой, каждому хочется придумать для соперников задачку посложнее (или даже – коварнее), но ведь на него можно случайно нарваться и самому.

Из игры (которая отлично развивает не только фантазию и чувство юмора, но и привычку заранее продумывать последствия собственных идей) выходит тот, кто не может или не хочет выполнять доставшееся ему задание.

5. Стоп, хали-хало


Здесь тоже нужен ведущий. Он берёт мяч и сообщает игрокам, что загадал слово, – оно относится к такой-то области, начинается на такую-то букву и заканчивается на этакую (например: это цветок, начинается на «А», заканчивается тоже на «А»).

Игроки, стоящие вокруг ведущего, кричат свои варианты. Когда ведущий услышал верный ответ, он громко говорит «Хали-хало!», подбрасывает мяч (так высоко, насколько сможет) и бросается убегать.

Участник, назвавший правильное слово, быстро ловит мяч и кричит «Стоп, хали-хало!». И ведущий застывает там, куда успел добежать. Теперь игроку с мячом нужно угадать, сколько же до него шагов.

Причём эти шаги могут быть как обычные, так и непростые, – гигантские (то есть самые большие, на какие способен ребёнок), лилипутские (самые маленькие), лягушачьи (в прыжках и на корточках) и т.д. Этот момент заранее оговаривают ещё до игры. Если участник с мячом угадал количество шагов до ведущего (само собой, надо ими сразу же «прошагать»), то он становится на его место.

4. Казаки-разбойники


У этой игры есть много версий правил (иногда они отличаются только в мелочах). Но, в любом случае, нужны две команды – соответственно, «казаков» и «разбойников» (чем в командах больше народа, тем веселее получится). Всегда заранее оговаривается территория игры (например, в соседний двор не убегаем).

«Разбойникам» даётся фора (5-10 минут), они убегают, отмечая свой путь мелом (рисуя стрелки на асфальте, на деревьях, на стенах и т.д., – причём так хитро, чтобы «казакам» ещё и пришлось их сначала поискать).

А «казаки» пока что ищут место для «тюрьмы», где будут сидеть пойманные ими «разбойники». Возле неё оставляют охрану (одного или двоих «казаков»). Остальные же «казаки» выходят искать и ловить «разбойников». «Разбойники», которые сначала бежали вместе, давно разделились и попрятались.

Суть игры, естественно, в том, что «казаки» должны отловить всех «разбойников» до единого и посадить их в «тюрьму». Ну а задача разбойников – не попасться как можно дольше. Причём им ещё и разрешается освобождать своих «заключённых» товарищей, если получится пробраться мимо охраны и прикоснуться к ним (при этом не попавшись самим). Если «казак» догнал «разбойника» и коснулся рукой, – тот автоматически считается пойманным. И так можно играть часами.

В других вариантах правил этой же игры есть свои нюансы. Например, можно ввести какой-то «разбойничий» пароль (секретное слово), которое казаки будут выведывать у пленных «разбойников» при помощи «пыток» (крапивой по голым ногам – самый действенный способ). Как только пароль выдан, – игра окончена. Или же у «казаков», помимо «тюрьмы», может быть штаб. И тогда «разбойники» будут пытаться его захватить (и, соответственно, – победить в игре). И т.д.

Эта игра, как вы сами видите, учит не только быстроте, ловкости и скрытности, но и взаимопомощи, основам стратегии, житейской хитрости и т.д.

3. Салки (или догонялки)


Ну тут всё просто. Для начала оговаривается территория (например, бегаем от скамейки до тропинки и от забора до качелей). Потом выбирают «салку» (того, кто будет догонять и «осаливать» всех остальных). Поехали!

Все разбегаются, ну а «салка» должен кого-нибудь догнать и задеть рукой. Тогда задетый сам станет «салкой». И так без конца, пока не надоест.

Можно ввести какие-то «усложнения» для большего интереса. Как вам такой вариант: каждый «осаленный» тоже становится «салкой» и помогает первому «салке» ловить остальных. Или вот так: каждого «осаленного» «салка» приводит в центр площадки и охраняет, бегая рядом и стараясь не позволить никому из других игроков прикоснуться к нему и, тем самым, «освободить». И так, – пока «салка» не переловит всех игроков (или не устанет окончательно). Быстрота, ловкость и взаимовыручка – наше всё!

2. Резиночки


Помнится, в конце 1980-х – начале 1990-х через дворы невозможно было пройти так, чтобы не запнуться за резинки. Девчонки от 5 и примерно до 14 лет прыгали в них поголовно (а мальчишки с интересом и завистью наблюдали за процессом).

Всё, что нужно для этой игры – обычная бельевая резинка. Две девочки натягивали её между собой на щиколотках, а третья выполняла некие прыжки и комбинации на этой натянутой резинке (можно было играть и вчетвером – два на два).

Как только прыгающая девочка ошибалась (выполняла не то движение или просто запутывалась в резинке), – на её место становилась следующая.

Уровней сложности было 5 или даже 6, и они зависели от высоты натянутой резинки: на щиколотках, на уровне колен, на бёдрах (под попой), на талии, под подмышками, и (высший пилотаж и самая повышенная прыгучесть!) – на шее. Эта игра отлично развивала координацию, быстроту, ловкость и огромную волю к победе.

1. Вышибалы (или вышибало)


Нужны две команды (лучше, – не менее 3-х человек в каждой, идеально – 8-10). Первая из них делится на две части и, соответственно, встаёт в 2 линии по краям площадки – это «вышибалы» (и у них мяч). Игроки другой команды находятся в центре между ними – их будут «вышибать».

«Вышибалы» начинают бросать мяч друг другу с одного края площадки на другой, стараясь обязательно «зацепить» им любого из соперников (а те старательно уворачиваются). В кого попали, тот выходит из игры и отходит в сторону. И так – пока не выбьют всех остальных членов команды.

Или же (другой вариант) он присаживается на корточки здесь же, в середине поля, и ждёт: выбывшего игрока можно вернуть, – если один из его товарищей поймает летящий мяч и коснётся им выбитого, тот может продолжать игру. Это называется «картошка», «свечка» или «лОвушка». (Кстати, поймавший мяч игрок имеет право приберечь «свечку» и для себя, – как дополнительную «жизнь». Тогда, если его всё-таки выбьют, он сможет продолжать игру).

Игра идёт, пока «вышибалы» не выбьют всех «вышибаемых». Иногда, если у «вышибаемых» остался последний игрок, ему позволяют «спасти» всю команду. Главное условие – «уцелеть» после стольких бросков мяча «вышибал», сколько лет этому игроку.

4 0
10 популярных игр нашего детства
Поделиться