Премию «Оскар» уже много лет критикуют за политизированность и зависимость от общественных мнений, называя ее чуть ли не продажной.
Заслуженность победы некоторых картин, режиссеров и актеров вызывает большие сомнения, но победителей, как известно, не судят, поэтому мы поговорим о проигравших.
Имя Мишель Хазанавичус рядовому зрителю почти не известно, тогда как Ридли Скотта знают все. Разница между ними не только в уровне популярности, но и в том, что первый в 2012 году стал лучшим режиссером с лентой «Артист», а второй за свою полувековую карьеру статуэтку не получал ни разу, каким бы странным это не казалось на первый взгляд.
Давайте вспомним и других знаковых постановщиков, которых игнорирует оскаровский комитет.
Список
10. Даррен Аронофски
Этого режиссера смело можно назвать одним из самых неординарных в современном Голливуде за его любовь эпатировать публику.
Шокирует он не своим поведением, а фильмами: его работы неоднократно были освистаны на престижных фестивалях, а ситуация, когда зрители на премьерных показах покидают зал в середине просмотра для Аронофски вообще нормальная.
Тем не менее в его послужном списке можно найти множество отличных работ: уникальный в своем роде «Реквием по мечте», «Черный лебедь», принесший «Оскар» актрисе Натали Портман, и другие.
В случае с Аронофски можно предположить, что свою премию он еще получит, так как ему всего 50 лет, а идей у него еще полно.
9. Пол Томас Андерсон
Без преувеличения уникальный случай: режиссер снял 8 полнометражных картин и имеет 8 номинаций на «Оскар», но заветную статуэтку до сих пор не получил.
Среди его работ можно выделить дебютную ленту «Роковая восьмерка», драму «Магнолия», которую сам Андерсон называет своей лучшей работой, а также «Нефть» и «Призрачную нить».
Еще в 2007 году издание «Total Film» включило постановщика в 20-ку лучших за всю историю, хотя на тот момент ему было чуть за 30. Сейчас ему 48 лет, поэтому, как и в случае с Аронофски, у него есть все шансы получить награду в будущем.
8. Дэвид Линч
«Человек-слон», «Голова-ластик», «Дюна», «Дикие сердцем» – все эти фильмы, а также сериал «Твин Пикс» навсегда прославили Дэвида Линча.
Никогда не стремившийся в мейнстрим, режиссер подкупает зрителя неповторимым стилем, идеями и подачей, которые на первый взгляд могут показаться странными и даже дикими, но все же запоминающимися.
Оскаровский комитет также ценит Линча, но на данный момент он имеет лишь 3 номинации и 0 наград, хотя побед в других кинопремиях у него десятки.
7. Тим Бертон
Еще один режиссер с неповторимым авторским почерком, работы которого можно узнать без особого труда.
Работая после учебы в студии Уолта Диснея, Тим быстро понял, что ему нужно самому «рулить» съемочным процессом, поэтому полностью посвятил себя режиссерскому ремеслу.
В период с конца 80-х до конца 90-х он снял «Битлджус», «Эдвард Руки-ножницы», «Сонную лощину» и дилогию «Бэтмен», принесшие ему всемирную известность.
Далее были «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в стране чудес», «Крупная рыба» и другие.
Самодостаточный и неординарный, он номинировался на «Оскар» дважды, причем оба раза за анимационные проекты, но даже здесь премия прошла мимо него.
6. Джордж Лукас
Создатель двух культовых франшиз, «Звездные войны» и «Индиана Джонс», номинировался на премию 4 раза: две номинации за «Американские граффити» (трагикомедия 1973 года, одна из дебютных картин) и столько же за «Новую надежду».
Справедливости ради, стоит отметить, что работы Лукаса никогда не были ориентированы на престижные премии, но зато им неизменно сопутствовал коммерческий успех.
В 1992 году он получил «Оскар» за вклад в развитие кинематографа, для которого он действительно сделал многое, но почетные награды хоть и значимы, но все же «не то пальто».
5. Альфред Хичкок
Этот человек сделал для кинематографа не меньше, а то и больше. «Отец триллера», как его иногда называют, вывел этот жанр на новый уровень.
Все приемы, которыми пользуются современные режиссеры, в том или ином виде, были придуманы именно Хичкоком: нагнетание обстановки, когда вот-вот должно произойти что-то страшное сейчас именуют саспенсом, а его создателем в кино является Альфред Хичкок.
«Психо», «Ребекка», «Окно во двор» – за эти и другие ленты режиссер претендовал на награду 6 раз, причем всегда в главной номинации, но так ни разу ее и не получил.
4. Кристофер Нолан
Один из самых популярных режиссеров начала нулевых не имеет «Оскара» по непонятным для миллионов причинам.
Только вдумайтесь: человек снял «Помни», «Начало», «Интерстеллар», «Престиж», «Бессонницу», «Дюнкерк» и ни разу не был признан лучшим.
Причем впервые на главную режиссерскую премию его выдвинули только в 2018 за «Дюнкерк», который объективно не самая сильная его картина.
В тот раз премия ушла Гильермо дель Торо за «Форму воды», став его первой премией. Если бы не это, то и он обязательно был бы упомянут в нашем списке.
Мы осознанно не акцентируем внимание на трилогии о «Бэтмене»: несмотря на всю крутость, эти фильмы явно «не формат», в отличие от других.
3. Дэвид Финчер
Вспомнив создателя жанра триллер, Альфреда Хичкока, просто нельзя не рассказать о человеке, который популяризовал его в наше время.
Всего за 7 лет Финчер сделал себе имя картинами «Игра», «Бойцовский клуб», «Семь», а после знатно «пошумел» с «Невероятной историей Бенджамина Баттона», «Социальной сетью», «Исчезнувшей» и «Девушкой с татуировкой дракона».
По необъяснимым причинам награды всегда обходили его стороной: в его активе имеется лишь «Золотой глобус» за «Социальную сеть» и Премия Британской киноакадемии за нее же.
2. Ридли Скотт
Этот человек оказал огромное влияние на несколько жанров кинематографа: сначала он создал культового «Чужого», который по меркам 1979 года выглядел просто невероятно, потом снял «Бегущего по лезвию» – первый полноценный киберпанк в истории, а в 2000 выкатил «Гладиатора», вернувшего популярность жанру пеплум.
Далее были «Гангстер», «Ганнибал» и другие, но ни одна из работ не принесла ему главной награды.
1. Фрэнк Дарабонт
Невозможно найти человека, не смотревшего или как минимум не слышавшего о «Зеленой миле», «Побеге из Шоушенка» или «Мгле».
Все эти фильмы, занимающие верхушки топов с лучшими лентами всех времен, снял именно Дарабонт, но «Оскар» так ни разу не получил.
Сейчас популярна шутка на тему, что сними он «Зеленую милю» сейчас, в эпоху повальной толерантности, у картины были бы все шансы стать рекордсменом по количеству наград, но в 1999 году чернокожий актер в главной роли еще не имел такого значения, как в современном мире.