Казимир Малевич был не только художником, но и философом, теоретиком искусства. Он основал супрематизм. Это разновидность абстракционизма, когда на полотне комбинируются разноцветные плоскости простейших форм.
Одной из особенностей его техники живописи было наложение одного слоя краски на другой. Так, нижний слой он делал черным, а сверху – красным. Световой луч, проходя через эти красочные слои, делал эти краски немного другими: тот же красный получался с темным оттенком.
Критики уверены, что он – гений. А людям, далеким от искусства его картины кажутся слишком примитивными, т.к. подобное может нарисовать и ребенок.
Картины известного художника ценятся по всему миру, в США есть Общество Малевича, хотя у себя на родине он находился под негласным запретом. Как многие творческие люди, он чувствовал свое время. Мы собрали 10 самых знаменитых картин Казимира Малевича с фото и названиями.
Список
10. Скачет красная конница
Точное время написания картины неизвестно, но предположительно она появилась между 1928 и 1932 годом.
Долгое время это была единственная абстрактная работа, которая признавалась деятелями советского искусства. И все потому, что на ней были изображены события Октябрьской революции, о чем свидетельствует и ее название «Скачет красная конница».
Между небом и землей, на просторах страны, охваченной революционными волнениями, несется красная конница. Кажется, что вся страна движется к своему коммунистическому будущему.
Но сам Малевич писал, что у людей было множество вождей, часть из которых обещали материальные блага, другие духовные дары. Те, кто им поверил, сначала шли, потом бежали, в надежде достигнуть всех этих благ, а их все нет и нет.
Такое движение в надежде напоминает желание безумных людей, которые бегут к горизонту, надеясь добраться до края Земли.
9. Жницы
Картина относится к «крестьянскому» периоду его жизни. Он был уверен, что крестьяне не могут существовать без религии и икон, поэтому на картинах этого цикла мы чувствуем влияние принципов, применявшихся в русской иконописи.
На полотне «Жницы» мы видим женщин, которые занимается сбором урожая. Художник постарался показать настоящую сельскую жизнь, как тяжело было работать в поле. Это мы можем увидеть на лице женщины, изображенной на переднем плане.
На заднем плане виднеется Никольский храм, выстроенный в селе Ромашково. Там любил работать и отдыхать знаменитый художник. Более того, он попросил похоронить его именно в этих местах.
8. Корова и скрипка
Эта работа считается одной из самых ярких и необычных его картин.
Она была написана на обычной дощечке. В то время Малевич был стеснен в средствах и не мог купить дорогой холст. Он решил рисовать прямо на части деревянной полки. На ней даже видны отверстия для крепления.
Темный фон картины «Корова и скрипка» говорит о мрачном настроении художника, о его печали. Само произведение – это некий протест против того времени. Тогда литература и живопись должна была соответствовать определенным стандартам, даже музыку писали по правилам.
Казимир Малевич считал, что нет ничего важнее свободы, выступал против стандартов и сочетал несочетаемые вещи.
Его картина – насмешка над клише, она наполнена глубоким философским смыслом, призывает оглядываться не только на стандарты, но иметь и свое мировоззрение.
7. Точильщик
Картина была создана в 1912 году. В центре полотна – колесо. Показано движение ноги точильщика и его рук. Одна из рук подносит к станку ножик, а другая рука прижимает лезвие ножа к точильному кругу. Мы не знаем, как выглядит голова точильщика, какое лицо у неизвестного мастера. Понятно только, что у него есть густые большие усы рыжего цвета.
Картина «Точильщик» объединяет кубизм и футуризм, т.е. она написана в стиле футурокубизма. Из кубизма было взято нагромождение похожих предметов. А футуристическая энергия – это мелькание деталей.
В 1920-ых годах картина побывала на Первой русской выставке, где ее купила художница из Нью-Йорка Катерина Дрейер и увезла в США.
После «Точильщик» оказался в художественной галерее Йельского университета.
6. Супрематическая композиция
«Супрематическая композиция» является одним из самых высокооплачиваемых произведений русского искусства. Была создана в 1916 году.
На ней нарисован синий прямоугольник, он находится на красном луче. Это некий протест художника против натурализма. Каждая из фигур имеет свой смысл.
Картина была вывезена в Берлин на выставку в 1927 году, но из-за поспешного выезда художника обратно в СССР, он передал ее Гуго Герингу. Нацисты пытались уничтожить его произведения, но Геринг их спас.
После него она сменила несколько владельцев, пока в 2018 году ни была продана анонимному покупателю за 85.812.500 долларов.
5. Автопортрет
На протяжении жизни Казимир Малевич не раз создавал свои автопортреты, каждый из которых написан в своем стиле, он помогает передать эмоциональное состояние художника.
Самый необычный его автопортрет был написан незадолго до его смерти, в 1933 году. Он изобразил себя не сломленным репрессиями и тяжелой болезнью, а победителем, с гордо поднятой головой. Малевич был готов оспаривать свое право на свободу творчества.
Он одет в венецианский костюм Эпохи Возрождения, который подчеркивает революционный характер его творчества. Вместо подписи – черный квадрат, который как бы говорит о том, что Малевич верит в свою правоту.
4. Зимний пейзаж
Манера написания картины «Зимний пейзаж» – примитивистская. Кажется, что ее нарисовал ребенок, который пока не умеет создавать сложные объекты, поэтому пытается передать увиденное через геометрические фигуры.
Казимир Малевич был опытным художником, но использовал эту технику, чтобы передать свои ощущения от зимнего дня. Он опять отклоняется от традиций и зиму изображает при помощи насыщенных красок.
3. Белое на белом
У Малевича было всего 3 суперматических квадрата. Один из них – белый, а картина называлась «Белое на белом». Полотно было написано в 1918 году. На нем мы видим 2 оттенка белого цвета. Фон получился более теплым, а сам квадрат – в холодных голубоватых тонах.
Квадрат на белом фоне – это беспредметность и бессюжетность, вершина суперматизма. В Америке это самая известная картина этого художника.
2. Красный квадрат (Женщина в двух измерениях)
Картина появилась в 1915 году. На белом фоне мы видим красный четырехугольник. Ее другое название «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях».
Это новаторское изображение крестьянки в традиционном красном сарафане. Реальность, которая для нас появилась в 3 измерениях, превратилась в образ-знак в 2 измерениях.
Но появление картины может выражать и эмоциональные переживания Малевича из-за Первой мировой войны.
1. Черный квадрат
Одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве, созданная в 1915 году. Художник решил полностью порвать с предметностью, и говорил, что его «Черный квадрат» – это первый шаг чистого творчества, «нуль форм». Это знак отрицания, сведение к нулю всей предшествующей культуры.
Что означает «нуль»? Это беспредметность, а также конец традиционного предметного мышления, «пустыня небытия».