Василий Верещагин – русский художник удивительной судьбы. Для современников и в России, и в Европе он является создателем выдающихся шедевров живописи, который никогда не пытался соответствовать общепринятым тенденциям, а искал исключительно индивидуальный стиль.
Он жил как бы вопреки установленным правилам, как будто не чувствуя гнета жизненных неурядиц и сложных обстоятельств.
По воспоминаниям современников, Верещагин был человек эгоцентрического склада, не раз позволявший себе высказывания и поступки, идущие в разрез с общепринятыми установками.
Его вклад в мировое искусство живописи бесценен, поэтому по сей день его легендарные полотна собирают десятки тысяч зрителей, желающих приобщиться к таланту прославленного мастера.
Представляем топ-10 самых знаменитых картин Верещагина с фотографиями и названиями работ.
Список
10. Прогулка в лодке
На протяжении всего своего творческого пути Верещагин испытывал большой интерес к Японии. Страна восходящего солнца привлекала живописца своей непохожей ни на одну азиатскую страну культурой.
Еще в 1874 он собирался посетить Японию и лишь спустя 7 лет мечта наконец осуществилась. Впечатления от путешествия нашли свое отображение отражение только в нескольких картинах Верещагина, одной из которых является “Прогулка в лодке“.
Картинам художника на японскую тему свойственны определенная неуравновешенность композиции, заостряющая внимание на случайности запечатленного эпизода, воздушность цветовой гаммы, использование импрессионистических техник.
9. Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся
В 1869-1870 годах Верещагин снова посетил Туркестан. Там его ожидали полные опасностей и удивительных открытий приключения, в результате которых он написал большую серию рисунков и этюдов с натуры, используемых им позже для создания Туркестанской серии полотен.
В итоговом варианте Туркестанская серия вмещала 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, среди которых была картина “Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся“. В таком виде она была экспонирована в Лондоне в 1873 году.
Эти работы отличаются разнообразием тематики полотен, которые охватывали разные стороны бытовой жизни, специфики общественных отношений и обычаев народов Азии.
Виды среднеазиатской природы тесно пересекаются с этнографически точным отображением ярких народных типов и своеобразием местных нравов.
8. Смертельно раненный
Желтая зубчатая стена, стоящая на фоне яркого синего неба — это единственная деталь картины, указывающая на место разворачивающихся событий. Солдат инстинктивно прижал руки к груди, надеясь остановить кровь, бьющую потоком из смертельной раны.
Простое русское лицо солдата настолько посмуглело под палящим солнцем востока, что вернись он живым и здоровым в свою родную деревню, его бы, скорее всего, приняли за басурманина.
7. В турецкой покойницкой
На картине “В турецкой покойницкой” показана покойницкая турецкого госпиталя, расположенного в Плевне во времена русско-турецкой кампании 1877—1878 годов.
Здесь умершие солдаты лежат вместе с ранеными, из-за чего современники окрестили полотно – “Восемь квадратных метров смерти“.
6. Богатый киргизский охотник с соколом
Картина “Богатый киргизский охотник с соколом” посвящена другу Верещагина, Байтику Канаеву, с которым они познакомились в 1867 году, когда Байтик приехал в столицу Российской Империи в качестве представителей Туркестана на праздничный прием, организованный царем.
Высокий, крепкий, колоритный представитель кочевой интеллигенции, хорошо знавший русский язык, вызывал большое уважение и интерес у художника.
В свою очередь, Байтик Канаев, прежде никогда не видевший подобных картин, ведь в исламе запрещается рисование живых существ, был поражен талантом Верещагина.
Позже, во время Туркестанских походов, известный живописец и киргизский батыр, который испытывал сильное неприятие к Кокандскому ханству, был благосклонно расположен к России.
5. Нападают врасплох
Картина “Нападают врасплох” изображает один из важных моментов баталии. Главной темой этой работы является несгибаемость и невиданный героизм русского солдата. Эти черты проявляются не только в минуты доблестных побед, но также и в самом тяжелом положении.
Небольшой отряд русских солдат в горной долине внезапно подвергся атаке врага. Очень достоверно передано настроение батальной сцены и экспрессия несущейся на лагерь конницы.
При этом, несколько отважных русских солдат не растерялась перед лицом смертельной угрозы и сплотились, чтобы давать бой неприятелю до последней капли крови.
4. Японка
“Японка” – вероятно, одна из самых лирических работ художника, которая раскрывает менее известную сторону его таланта. В этой работе ярко проявилась любовь Верещагина к этнографии, особенностям быта, традициям и аутентичным нарядам Японии.
Даже цветовая гамма полотна настраивает зрителя на восточное настроение: сочетание красного, черного, лилового… Написана картина во время посещения художником Японии.
С точки зрения построения композиции, полотно хорошо продумано – даже рама для картины подобрана специально и, вероятнее всего, по индивидуальному заказу самого Верещагина. На ней изображен классический восточный орнамент.
3. Мавзолей Тадж Махал близ Агры
Картина “Мавзолей Тадж-Махал в Агре” – действительно шедевр живописи. Завороженный великолепием храма, живописец отображает на полотне всё его величие, плавность линий, идеальные пропорции, цветовую гамму всей композиции.
Восхитительная архитектура, будто в зеркале, отражается в глади водоема. Вероятно, целый арсенал художественных средств и приемов нашли здесь свое виртуозное применение.
Своей известностью Тадж-Махал обязан не только уникальной архитектуре, в которой удивительным образом соединяется величие и изящество, но и связанной с его созданием легендой.
Мавзолей был возведен в 17 веке правителем империи Шах-Джаханом в память о любимой супруге, чья смерть в родах стала для него настоящей трагедией.
2. В покоренной Москве
Картина “В покоренной Москве” изображает сцену казни отрядом французских войск русских партизан, которые являлись своего рода диверсантами на оккупированных неприятелем территориях.
По законам военного времени, город, куда входит вражеская армия, должен преклониться перед завоевателем. П
осле входа в Москву Наполеон первым делом назначал из числа своих приближенных тех людей, которые могли усмирить любой бунт.
Расстрел, изображенный на этой картине, происходит в православном храме.
1. Апофеоз войны
Легендарную картину “Апофеоз войны” считают самой известной работой Верещагина. Это одно из беспощадных и выразительных художественных обличений войны.
Несмотря на то, что картина была написана под впечатлением от первобытной кровожадности восточных завоевателей, она лишена конкретной направленности, а скорее посвящается все тем, кто поддерживает или непосредственно участвует в разжигании войн и конфликтов. Ведь не зря сам Верещагин оставил на раме надпись о том, что полотно посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.
Согласно популярной легенде, за войсками Тимура оставалось страшное множество мертвых тел и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, эта жуткая традиция сохранялась — восточные полководцы воспринимали отсеченные фрагменты тела убитых ими врагов в качестве военных трофеев.
Верещагин воспринял эту традицию как некий символ. В итоге мир увидел уникальную по своей выразительности и силе воздействия на зрителя картину, которая, к сожалению, не потеряла своей актуальности по сей день.