· · 1 104

10 несерьёзных подсказок, как стать знатоком искусства

Главная > Идеи > 10 несерьёзных подсказок, как стать знатоком искусства

Среднестатистический гражданин обычно разбирается в искусстве, прямо скажем, не очень. За свою долгую историю человечество создало такое количество самых различных произведений искусства, что теперь попробуй-ка, запомни их!

Да и что там, сами произведения, – тут умудриться бы впихнуть в свою бедовую головушку хотя бы имена-фамилии самых известных художников (тех, что «на слуху»).

Нет, ну например, того же Дали знает всё-таки большинство из нас, и его картины достаточно легко угадываются: тут всё довольно просто, – если то, что вы видите перед собой, может привидеться вменяемому человеку только «под кислотой» (ну или «под белочкой»), то это наверняка он – старина Дали. Длинноногие странные слоны, горящие жирафы, «полужидкие» часы… Бррр…

Или вот Пикассо – если на картине явно человек, но многие части его тела находятся не там, где следовало бы (или вообще отсутствуют): один глаз на подбородке, а другой где-то в районе затылка, нос под ухом, руки из… Ну явно же это товарищ Пабло, без вопросов!

Некоторые знатоки с ходу узнают ещё, например, Рубенса, – если все персонажи, изображённые на полотне, как один голые, «толстомясые» и с целлюлитом (да-да, все поголовно, включая мужиков и маленьких детей, имеют огромные задницы), то это господин Питер Пауль, – один из основоположников стиля барокко.

Ну а как различить всех остальных, – тех, в чьих произведениях отсутствуют столь же характерные «приметы»?

Держите, вот вам несколько «шпаргалок», которые помогут запомнить ещё нескольких мастеров и, при случае, «блеснуть» знаниями:

10. Если все люди похожи на Путина

Если вы смотрите на картину и понимаете, что видите на ней слишком «родные и добрые глаза», отлично знакомые всем россиянам («Да это же Путин!»), то перед вами, однозначно, произведение Яна ван Эйка. У него все персонажи (в том числе женщины) почему-то жутко похожи на нашего президента.

И не зря по интернету ходит огромное число мемов на тему бессмертия и «вездесушности» Владимира Владимировича: вот ван Эйк, например, жил в Нидерландах в первой половине XV века. А Путина тогда звали (судя по его портретам) Джованни Арнольфини.

9. Если фон тёмный, а человек явно страдает

Пройдёмте в следующий зал, господа! Вот перед нами несколько картин, где на тёмном фоне непереносимо страдают и мучаются (порой хватаясь за сердце или другие больные места) персонажи с блаженными лицами.

Хм… Скорей всего, это Тициан. Этот мастер Позднего Возрождения любил писать библейские сюжеты, а там, как известно, радости мало.

Вообще-то он рисовал и сюжеты из мифологии, и портреты вельмож и их жён, а также венецианских дожей, и т.д. Но и там, главным образом, получалась мрачная атмосфера и суровые лица (и у женщин тоже).

8. Если на картине много-много мелких людей

Ну а если вы видите на картине много-много людей (само собой, так они выходят совсем маленькими), причём вам сразу интуитивно становится понятно, чем они заняты, – то это явно один из Брейгелей.

«Один из?…» – спросите вы удивлённо. Сюрприз! Представьте себе, Брейгелей было трое: Питер Старший, Ян и Питер Младший. Конечно, все они были родственниками (точнее, Питер Старший был отцом Питера Младшего и Яна), и потому стиль у них был весьма похож.

Правда, папа больше всего любил писать бытовые сцены из крестьянской жизни, его сын-тёзка – картины про Страшный Суд (за что и получил прозвище «Адский»), а Ян – красивые пейзажи, натюрморты и цветочки (и за это его прозвали «Райским»).

7. На картине не только много людей, но и происходит что-то странное

Похожий случай – на полотне опять множество людей, но они, во-первых, странно одеты (а многие так и вообще без одежды), во-вторых, и сами люди, и всё вокруг – очень яркое, и в-третьих, непонятно, что тут вообще происходит.

Среди человеков тут и там мелькают какие-то нелепые чудовища с огромными пастями, огромные рыбы с ногами, птицы в человеческий рост и много другой непонятной фигни.

Кто-то кого-то жрёт, другой рядом катается голышом на свинье, а третий «зависает» с русалками (в то время, как ещё двое вылупляются из гигантского яйца)…

Короче, полный сюр и хаос, – тут местами и сам Дали аплодировал бы стоя. Поздравляем, теперь вы точно узнаете Босха! Нда… Старина Иероним был тот ещё затейник!

6. На картине бродяга в тусклом свете

Двигаемся дальше. Снова тёмный фон, тусклое желтоватое освещение, но люди похожи не на мучеников и инквизиторов, а, хм… на бомжей с пропитыми лицами.

С большой долей вероятности перед нами картины Рембрандта. Почему-то кого бы он ни рисовал (даже если это аристократы в богатых одеждах), – все получались не очень привлекательными и какими-то «поношенными» и «побитыми жизнью»: лица мятые или морщинистые, под глазами очень реалистичные мешки и т.п. Что характерно, автопортреты художника точно такие же – «жизненно правдивые».

5. На картине голые «культуристы»

Вот совершенно другой стиль и прямо-таки противоположные персонажи, – почти все мужчины голые и мускулистые, как чемпионы в силовых дисциплинах, рельеф тел анатомически правильный, каждая мышца тщательно прорисована.

Впрочем, женщины (хоть они и «более одеты») тоже из породы «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Да что там женщины! Тут и у грудных младенцев бицепсы такие, что нашим современным культуристам остаётся только обиженно рыдать в сторонке.

Красота, не правда ли? Это Микеланджело Буонарроти – мастер эпохи Высокого Возрождения. Вообще-то он был больше скульптором, чем художником (и это заметно). На всякий случай: знаменитый Давид – это как раз его работа.

4. Всё контрастное, люди худые и бородатые

И опять мрачный фон (но на этот раз с синеватым оттенком), картинка резковатая, контрастная, а все изображённые мужчины худые, бородатые и очень серьёзные. Ах, да! Большинство – ещё и в тёмной одежде.

У женщин, слава богу, бороды нет, но и они какие-то «недокормленные» и смотрят сурово и укоризненно. Сюжеты же, чаще всего, библейские, – мы видим много молящихся (возведя глаза к небесам) и мучающихся персонажей, в том числе несколько раз – грустного Христа.

Знайте, – перед нами картины испанца с греческими корнями по прозвищу Эль Греко.

3. На картине пейзаж из фэнтези и кудрявая Мадонна

Если же на полотне изображена слегка улыбающаяся (и слегка кудрявая) мадонна с грудничком, который вообще-то тянет по весу и росту как минимум на трёхлетку, а где-то там, на заднем фоне, виднеется прекрасный пейзаж в стиле «Властелина колец» – живописный дремучий лес или горы в голубой туманной дымке, то (почти наверняка) это Леонардо да Винчи.

А впрочем, на картине, в таком случае, может оказаться и прекрасно сложенный юноша, или даже архангел, но фэнтези-пейзаж всё равно останется. Хм… О том, кто написал «Джоконду» напоминать не нужно?

2. На картине пёстрый фон и яркие краски

Ну что ж, а теперь постепенно переходим к импрессионистам. Общее у них у всех: пёстрый фон, яркие (часто – очень солнечные) краски и при этом всё нарисовано большими быстрыми мазками. А теперь отличия.

Клод Моне: много цветов, много деревьев, вообще много природы, но почти нет людей.

Эдуард Мане: тоже много природы, но много и людей. Хм… Правда, многие из них какие-то очень грустные и хмурые.

Огюст Ренуар: много зелени и цветов, много людей, большинство из них – довольные и счастливые.

Винсент ван Гог: особенно много жёлтого, голубого и зелёного.

Эдгар Дега: балерины, танцовшицы, снова балерины, арлекин…

1. Всё золотое, а у людей что-то с шеями

Наконец, если вы видите на картине фон «в стиле пэчворк» (состоящий из многих маленьких и пёстрых треугольников, прямоугольников, спиралей и других фигур), а также очень много жёлтого и золотого цвета, то это, скорей всего, Густав Климт.

Приглядитесь, нет ли там ещё и людей в странных позах и с неудобно выгнутыми шеями? Тогда точно Климт!

Но не перепутайте его с Альфонсом Мухой – коллегой из той же Австро-Венгрии. У Мухи тоже нередко встречается золотой фон, но его персонажи – это, в основном, очень красивые девушки, окружённые прекрасными цветами и растениями, одетые в платья, похожие на античные туники, и (очень часто) помещённые в своеобразные виньетки из растительного же орнамента.

 

Ну вот, теперь вам намного проще будет «опознать» хотя бы некоторых великих живописцев!

Ремарка для профессиональных искусствоведов и ценителей: ради бога, не считайте наши подсказки бестактными, неуважительными, грубыми или даже вульгарными. Отнеситесь к ним проще и с юмором. Ведь далеко не каждый обычный человек сможет продраться сквозь дебри специальных терминов (да и, если уж совсем честно – это невероятно скучно).

А так хоть что-то запомнится с пользой (возможно, даже на всю жизнь).

2 0
10 несерьёзных подсказок, как стать знатоком искусства
Поделиться