· · 50

10 самых известных картин Алексея Саврасова

Главная > Культура > 10 самых известных картин Алексея Саврасова

В великой истории отечественной живописи сложно найти более трагичную фигуру, чем талантливейший пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов.

Глубокий и талантливый художник, создавший несколько сотен гениальных полотен, прославивших русский пейзаж на весь мир, для широкой современной публики в большей части известен, как автор одной картины – «Грачи прилетели».

Весь его земной путь – это переплетение драм в личной жизни и великих достижений в искусстве. Саврасов создал особый жанр отечественного пейзажа: он изображал привычные для средней полосы Российской Империи виды, вдыхая в них особую поэзию.

Кроме личного вклада в русское искусство, Саврасов в качестве педагога Московского училища живописи и ваяния вырастил целую плеяду талантливых русских художников.

Представляем топ-10 самых известных картин Алексея Кондратьевича Саврасова с фотографиями и названиями лучших работ знаменитого художника.

10. Могила


Известное полотно Саврасова под названием «Могила» с первого взгляда навевает на зрителя печаль и тоску. Глядя на нее, на глаза могут невольно навернуться слезы.

Особо остро здесь ощущается очень тонкая грань между жизнью и смертью. Зимний пейзаж вокруг могилы олицетворяет сон природы и вечный сон усопших, покоящихся на кладбище.

Тишина доносится до зрителя через полотно. Кажется, что одинокие деревья плачут над могильным камнем.

Унылости полотну придает преимущественно серая гамма, и то, что небо потемнело от грусти. Все как будто застыло или уснуло.

На кресте могилы находится еле видный погребальный венок с живыми цветами, который чуть развеивает грусть и уныние, и говорит о смерти как о переходе в вечность.

Снежная гладь «поглотила» всю землю для длительного сна. Окружающая природа плачет.

9. Куры на задворках


Полотно «Куры на задворках» было создано в 1874 году. Будничный отрывок деревенской жизни отобразил художник на этой картине.

На маленьком участке сада, недалеко от старенького дощатого дома, пасутся куры под надзирательством строгого петуха с пестрым хвостом. От дороги этот участок огорожен перекладиной из широких прутьев.

Куры ищут зерна среди больших лопухов, пушистых одуванчиков, стеблей мать-и-мачехи. Вблизи этой идиллии изображен широкий куст.

Вдоль участка проложена широкая старая деревянная доска, вероятно, во время ливней здесь скапливаются крупные лужи. Трава тут редкая и низкая.

8. Радуга


Полотно под названием «Радуга» не имеет эффекта панорамы и деталей, свойственных сентиментализму.

Реалистический стиль создания русского пейзажа, избрание простого и богатого композиционного решения с размытой от дождей дорогой и виднеющейся на холме деревней создают ощущение как будто вырванного фрагмента живой натуры, представшей на мгновенье перед зрителем.

Виртуозные тональные переходы, чуть приглушенная цветовая палитра и сверхчуткость живописца в передаче эмоционального состояния природы превращают картину в красочное повествование о вечном родстве души нашего отечества и всей душой любящего ее человека.

7. Зима


Узкая, покрытая снегом, дорога условно разделила полотно «Зима» на две ассиметричные части. С левой стороны виден лес. Группа молодых березок у края дороги и прутья кустов. Справа — мрачная пустота, если не брать в расчет два сухих ствола и молодую сосну.

Снег рыхлый, поэтому в цветовой гамме, используемой живописцем, он не обладает морозной свежестью и чистотой. Поэтому, несложно угадать, что перед нами оттепель.

Уходящая вдаль дорога в сливается в одну колею и исчезает, не достигнув небосвода. Где-то вдалеке река, еще покрытая льдом.

6. Просёлок


На картине «Проселок» изображена разбитая ливнем просёлочная дорога, превратившаяся практически в сплошную лужу.

Вероятно, дождь закончился совсем недавно — серое небо еще затянуто мраком, а ветер все еще теребит деревья, расположенные вдоль дороги.

Сквозь тучи робко пробиваются солнечные лучи, а слева от дороги виднеется яркое пятно свежей зеленой травы.

Полотно вселяет в зрителя ощущение тоски и вселенского одиночества, периодически знакомое каждому художнику, и в какой-то степени отражает тяжелое эмоциональное состояние, в котором пребывал Саврасов во время её создания.

Хотя маленькие участки света говорят о надежде, ещё теплящейся в сердце мастера.

5. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода


«Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» — одно из самых ранних полотен Саврасова из серии живописи, посвящённое видам Волги.

По величине это одна из самых больших картин мастера. Мягкое сочетание цветов вселяет в душу зрителя безмятежное спокойствие, отражающее загадку и величественность пейзажей Волги.

На полотне изображён монастырь, который находится вблизи от места впадения Оки.

4. Вид в окрестностях Ораниенбаума


В центральной части полотна Саврасов изобразил поляну, освещённую сочным солнечным светом. Справа от неё располагается группа деревьев и валуны, которые поросли мхом и травой.

За двумя огромными камнями виднеется дуб, листья которого переливаются солнечными лучами. У дальнего края изображена фигура женщины.

Вдали, под скрытой облаками небесной синевой проглядывается небольшой кусочек моря.

Полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» было куплено Третьяковым в 1858 году. Оно стало первой картиной Саврасова, которую приобрел известный коллекционер.

3. Сельский вид


Картина вмещает редкое богатство панорамного решения. Здесь художник работал с крайне сложной цветовой гаммой, общий строй которой отличается чрезвычайной эмоциональностью.

Каждая деталь пейзажа передана с невероятной скрупулёзностью. Сходство в написании яблонь в цвету, изгороди, ветхого шалаша, фигуры пасечника, согнувшегося над дымящимся костром недалеко от пчелиных ульев, весьма органично смотрится здесь с захватывающим дух чувством необъятности просторов, раскрывающим сельский вид.

2. Лосиный остров в Сокольниках


На этом полотне изображён сосновый лес, перед которым располагается поле с пасущимся на нем стадом коров. Серое небо с множеством туч, а также изображённые на переднем плане лужи навевают на зрителя тоску.

От картины буквально веет холодом дождя. Несмотря на это, сама картина «Лосиный остров в Сокольниках» очень поэтична и наполнена реализмом — начиная с отображения леса и заканчивая почти ювелирной прорисовкой травы и веток кустарников.

1. Грачи прилетели


Эта картина по праву считается самым известным произведением знаменитого мастера, а само его появление специалистами воспринимается как серьезный этап в развитии отечественной пейзажной живописи.

По сей день в понимании обывателя имя Саврасова ассоциируется именно с полотном «Грачи прилетели«. И это неспроста, ведь в этой картине соединены все самые характерные черты стиля великого живописца.

Здесь на переднем плане художник изобразил берёзы, расположенные на задворках церковной ограды. Также привлекает внимание зрителей сухое дерево, недалеко от которого торчит сухой пень.

Вблизи берёз кружат грачи, некоторые из них сели на ветви около уже свитых гнёзд. Ещё лежит снег, но на нем уже хорошо видны проталины, указывающие на скорое наступление весны.

Деревья на картине изображены ассиметрично, благодаря чему усиливается эффект хлопотливого движения птиц у своих гнезд.

0 0
10 самых известных картин Алексея Саврасова
Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: