При путешествиях между материками водный транспорт просто незаменим. Но и при наличии альтернативы он остаётся самым экономичным способом перемещения грузов.
К сожалению, вода прокладывает свои дороги там, где угодно природе, а не человеку. Это удлиняет пути, порой существенно.
Что же делать, если человеку хочется спрямить водную дорогу или «срезать угол» трассы? Рыть канал Познакомимся с десятью самыми известными судоходными каналами.
Список
- 10. Среднегерманский канал (Германия)
- 9. Хьюстонский судоходный канал (США)
- 8. Кильский канал (Германия)
- 7. Волго-Донской канал (Россия)
- 6. Канал Рейн-Майн-Дунай (Германия)
- 5. Беломорско-Балтийский морской канал (Россия)
- 4. Коринфский канал (Греция)
- 3. Панамский канал (Панама)
- 2. Суэцкий канал (Египет-Африка)
- 1. Великий канал (Китай)
10. Среднегерманский канал (Германия)
- Длина: 326 км
- Соединяет: реки Рейн и Одер
Сложный комплекс гидротехнических сооружений, строительство которого началось после окончания II Мировой войны, состоит из множества шлюзов, дамб и отдельных каналов, связывающих притоки больших водных артерий.
Пересекая практически всю Германию, Среднегерманский канал обеспечивает транспортную связность практически всей Европы от Атлантики до Чёрного моря.
Длиннейший из каналов Германии — длина 326 км — канал проходит по живописным местам и является популярным маршрутом водных экскурсий.
Кроме многочисленных исторических достопримечательностей, во множестве расположенных по берегам канала, туристов восхищают также «водные мосты» — судоходные акведуки. Ощущение того, что ты буквально «проплываешь над рекой», оставляет незабываемые впечатления.
9. Хьюстонский судоходный канал (США)
- Длина: 80 км
- Соединяет: штат Техас и Мексиканский залив
Исторически это был всего лишь один из рукавов реки Буффало-бай, впадающей в Мексиканский залив.
В начале XIX века предприниматели Август и Джон Аллены дальновидно предположили, что земли вдоль реки могут быть удобны для строительства поселений и скупили побережья реки.
Постепенно вдоль Буффало-бай вырос оживлённый город, быстро ставший центром торговли и промышленности. И встала проблема: океанские корабли могли парковаться в Мексиканском заливе — но промышленные предприятия и торговые терминалы было бы желательно выстроить вдоль уже разросшегося города.
С 1855 по 1914 год продолжались работы по расширению и углублению устья реки, укреплению её берегов. В результате, в 1914 году был торжественно открыт «Хьюстонский судоходный канал», который фактически связывает сухопутную территорию (центр штата Техас) с акваторией Мексиканского залива.
8. Кильский канал (Германия)
- Длина: 98 км
- Соединяет: Кильская бухта и река Эльба
В 1887 году правительство кайзера Вильгельма II вполне практично и быстро принялось за сооружение судоходного канала, призванного соединить бассейны Балтийского и Северного морей. Ранее эту функцию выполнял Айдер-канал длиной (вместе с руслом реки Айдер) 175 км.
Кильский канал, открытый в 1895 году, обеспечивал более короткий путь — всего 98 км. Более того, его параметры обеспечивали проводку тяжёлых морских судов, что было незаменимо для растущего военно-морского флота Германии.
С обеих сторон канал оканчивается системой шлюзов, позволяющих независимую проводку судов малого и большого тоннажа, что увеличивает пропускную способность комплекса.
7. Волго-Донской канал (Россия)
- Длина: 101 км
- Соединяет: реки Волга и Дон
Ещё в XVI веке турецкий султан Селим II предпринял попытку в военных целях прорыть канал между двумя великими реками. Попытка не удалась, на тот момент турки не располагали ни временем, ни техническими возможностями для такого мероприятия.
Великий реформатор Пётр I также осознавал важность прямого водного пути для военного дела. По его указу строительство даже было начато, но Северные войны не дали возможности его даже развить.
Лишь в конце 40-х годов XX века удалось разработать осуществимые проекты Волго-Донского канала и начать их реализацию. Открытый в 1962 году гидротехнический комплекс соединяет бассейны Чёрного, Азовского и Каспийского морей.
6. Канал Рейн-Майн-Дунай (Германия)
- Длина: 171 км
- Соединяет: река Рейн и Дунай
Карл Великий (VIII век н.э.) в 793 году начал сооружение того, что спустя 1200 лет (в 1992 году) обеспечило речное судоходство от берегов Атлантики до Чёрного моря — обеспечивая также выход к Северному морю.
Карл Великий начал со строительства относительно небольшого Каролингского канала, который соединял притоки Дуная и Майна.
В XIX веке был построен Людвигов канал, но он оказался практически несудоходен, а во время II Мировой войны оказался практически разрушен.
Тем не менее, в 1960 году было начато строительство канала по пути, предложенному Карлом Великим, но исполненного по современным нормам судоходства.
Открытый в 992 году, канал Рейн-Майн-Дунай содержит 16 шлюзов и признан культурно-исторической ценностью.
5. Беломорско-Балтийский морской канал (Россия)
- Длина: 227 км
- Соединяет: Белое море (Арктика) и Онежское озеро (Балтика)
Упоминания о водном пути между Беломорьем и Балтикой встречались в источниках начиная с XV века. Пётр I очень интересовался идеей обустройства канала между этими бассейнами, но вплотную приступить к разработке проекта смогли только в XIX веке.
Советское правительство воспользовалось уже готовыми — но не реализованными — царскими проектами и решилось воплотить их в жизнь.
В течение «первой пятилетки» (с 1931 по 1933 год) принудительным трудом многочисленных заключённых гидротехническое сооружение было сооружено.
К сожалению, быстрота сооружения канала не позволила обеспечить достаточные габариты судового хода. Крупные океанские суда и суда класса «река-море» испытывают трудности при проводке. Но Беломорско-Балтийский морской канал сохраняет уникальное значение как северный туристический маршрут.
4. Коринфский канал (Греция)
- Длина: 6 км
- Соединяет: Эгейское море и Ионическое море
Ещё в VII веке до нашей эры греки пытались обеспечить проход из моря Эгейского в Ионическое. Коринфский перешеек, соединяющий центральную часть Греции с полуостровом Пелопоннес, в самом узком месте имеет поперечник всего 6 км.
Но что-то всё время препятствовало затее. Даже Нерону в I веке н.э. пришлось бросить уже начатые работы, потому что в Риме против него созрело восстание и пришлось срочно возвращаться на родину.
Но после открытия в 1869 году Суэцкого канала вопрос транспортной эффективности встал как никогда остро, и греческое правительство настояло на завершении канала.
В 1893 году путь был открыт и сразу позволил сократить трансгреческий транзит на 400 км.
Сейчас Эгейское и Ионическое моря в Греции соединяет Коринфский канал длиной 6 км и глубиной 8 м. Ширина в 25 м позволяет пропускать почти все морские суда среднего класса.
3. Панамский канал (Панама)
- Длина: 77 км
- Соединяет: Карибское море и Тихий океан
Необходимость соединения Тихого и Атлантического океанов была очевидна всем путешественникам и торговцам ещё с VI века. Несмотря на то, что такое грандиозное сооружение в те времена было невозможно осуществить, король Испании Филипп II предусмотрительно наложил вето на проектирование.
В 1879 году Франция попробовала захватить инициативу и даже получила от правительства Колумбии концессию на строительство. Но работы шли ни шатко ни валко, и подрядчик разорился с международным скандалом.
В 1904 году за дело взялось правительство США. И открытие в 1914 году Панамского канала ознаменовало свершение одного из самых амбициозных в истории человечества проектов.
2. Суэцкий канал (Египет-Африка)
- Длина: 160 км
- Соединяет: Средиземное море и Красное море
Древние египтяне прекрасно осознавали важность кратчайших торговых путей. Первые упоминания о «канале фараонов», который соединял Красное море с Нилом, восходят к VIII веку до н.э..
Ко II веку до н.э. канал уже был достоверно судоходным. А в конце XVII века уже нашей Эры Наполеон Бонапарт во время египетского похода всерьёз интересовался восстановлением древнего канала и его продлением до Средиземного моря.
Полностью осуществить проект удалось лишь в 1869 году, и теперь судам не приходится по пути из Европы в Индию огибать Африканский континент.
Благоприятная архитектура Суэцкого канала (отсутствие шлюзов, значительная глубина и ширина) позволяет пропускать даже самые крупные морские суда, включая супертанкеры.
1. Великий канал (Китай)
- Длина: 1782 км
- Соединяет: река Хуанхэ и Янцзы
Поистине грандиозный комплекс гидротехнических сооружений соединяет водные артерии западные, северные и юго-восточные провинции Китая.
На протяжении 24 столетий кропотливо прорывались каналы, возводились дамбы и шлюзы, которые в результате создали систему водных путей, опутавшую почти весь Китай.
Длина основного русла составляет 1782 км, но с ответвлениями общая протяжённость системы составляет 2470 км. Перепады уровней соединяемых рек компенсируются 21 шлюзом. Небольшая (всего от 2 до 3 метров) глубина, тем не менее, вполне достаточна для речного судоходства.
С развитием сети железных дорог экономическое значение Великого канала несколько снизилось. Но он остаётся грандиозным историческим памятником, а также имеет ценность для туризма.