Российские морские пути издавна считались перспективными каналами торговли. Сначала по ним путешествовали суда с зерном и провизией, затем они сменились на лайнеры с пассажирами и туристами, после, по этим же каналам пошли суда с углем и лесной промышленностью, и, наконец, танкеры с нефтью.
Экономика страны во многом держится на прибыли от грузоперевозок. И большую роль здесь играют самые крупные морские порты России, рассмотрим топ-10 из них.
Список
- 10. Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год
- 9. Находка. Пропускная способность 26 625,78 тыс. тонн в год
- 8. Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год
- 7. Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год
- 6. Восточный. Пропускная способность 66 662 тыс. тонн в год
- 5. Приморский. Пропускная способность 89 500 тыс. тонн в год
- 4. Санкт-Петербург. Пропускная способность 110 184,89 тыс. тонн в год
- 3. Усть-Луга. Пропускная способность 129 800,25 тыс. тонн в год
- 2. Геленджик. Пропускная способность 185 000 тыс. тонн в год
- 1. Новороссийск. Пропускная способность 208 793 тыс. тонн в год
10. Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год
Морской порт в Мурманске по праву называют северными воротами страны. Фактически это самый крайний порт, который расположен за Полярным Кругом и при этом не замерзает. Более того, именно здесь размещен флот атомных подводных лодок. В 1933 году ледокол «Челюскинец» начал свое плавание именно из этого порта.
Сама история города тесно связана с расположенным в нем портом. В 1917 году порт Романов-на-Мурмане получил статус города и обрел свое название «Мурманск». Логично, что «морской образ» жизни не мог не сказаться на населении города: большая часть жителей задействована в работах на порту.
9. Находка. Пропускная способность 26 625,78 тыс. тонн в год
Важнейший для России Находкинский порт имеет такое значение не только из-за торговых целей: это крупнейший узел на Тихом океане, который включает в себя нефтяные терминалы.
На берегах бухты торговым мореплаванием занимались издревле. Еще в 19 веке здесь была построена удобная гавань и пристань, чтобы суда могли без проблем грузиться. К 20 веку заработала линия пассажирского судоходства, на которой выполнялись регулярные рейсы.
В середине 40-х годов советское правительство приняло решение о строительстве в Находке крупного порта. Он возводился силами заключённых из ГУЛАГа и других пересыльных лагерей. Через Находку эти люди потом отправлялись в ссылку в Магадан.
8. Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год
Самая крупная и оживлённая гавань на Черном море принадлежит городу Туапсе. На 3 километрах расположились 19 причалов, куда ежедневно пришвартовываются суда с овощами и зерном, а также пассажирские теплоходы из более чем 30 стран мира.
Туапсинский порт считается градообразующим предприятием и центральным объектом для экономики всего региона.
Любопытно, что порт имеет не только промышленное значение, но является и туристическим объектом.
А все благодаря вышке диспетчерского пункта на высоте 70 метров над землей. Она выполнена в виде стеклянного шара на монолитном штыре, за что получила ласковое название «чупа-чупс». Хрупкость этой башни обманчива: она спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение до 9 баллов.
7. Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год
Единственный порт на Балтийском море, который не замерзает, расположен в городе Калининграде. Его также можно назвать и одним из самых старейших, ведь первое упоминание о морских воротах у замка Кёнигсберг датируется 14 веком.
Уже к 17 веку власти решили проложить здесь дамбу для удобства судоходства. Первый пароход пришвартовался в Кёнигсберге в 19 веке.
С самого начала своего основания порт играл важнейшую роль в отношениях Германии и России. Через него за рубеж шло огромное количество русских товаров – от зерна и льна до бобовых. Поставок было настолько много, что на территории порта пришлось строить дополнительные склады зернохранилища и мельницу.
После сильных разрушений в войну порт быстро был восстановлен и стал одним из первых предприятий в городе, которое начало функционировать.
6. Восточный. Пропускная способность 66 662 тыс. тонн в год
Один из самых молодых портов в нашем рейтинге – «Восточный» – был открыт в 1973 году. Предприятие построилось за рекордные сроки: проектные работы были объявлены в 1968 году. Стройку назвали приоритетной и бросили на нее все силы, для удобства рабочих даже возвели небольшой город-спутник.
Работы на порту продолжаются до сих пор. Так, первая очередь угольного терминала заработала еще в 1978 году, вторая – спустя 20 лет, а третья очередь была сдана совсем недавно – в сентябре 2019 года.
5. Приморский. Пропускная способность 89 500 тыс. тонн в год
Решение о строительстве порта «Приморского» принималось в конце 20 века. Тогда власти обратили внимание на то, что мощностей балтийских портов не хватало.
Кроме того, «ворота» в Калининграде не имели сообщения со страной по суше и находились таким образом отдельно. Такая ситуация вынуждала платить другим странам за использование их территорий и портов. В 1993 году было решено построить три новых порта – одним из них стал Приморский.
Его по плану сделали нефтеналивным по примеру крупнейшего порта времен СССР в Латвии. Первая очередь была сдана уже в начале 2000-х годов. Сейчас число причалов, на которые могут пришвартоваться танкеры, увеличилось до 4.
4. Санкт-Петербург. Пропускная способность 110 184,89 тыс. тонн в год
Крупнейший российский порт в Санкт-Петербурге фактически состоит их двух: первый занимается торговым мореплаванием, а второй – пассажирами. Он растянулся на дельту Невы на востоке Финского залива.
Порт отличается огромным количеством причалов, объяснимым для его внушительных размеров – торговым, лесным, рыбным, судоремонтным, нефтеналивным терминалом и другими. Всех их объединяет сложная система каналов.
3. Усть-Луга. Пропускная способность 129 800,25 тыс. тонн в год
Финский залив богат на российские порты, и Усть-Луга тому лишнее подтверждение. Его история началась с 16 века, когда Россия поняла нехватку собственных ворот на Балтийском море.
Первый русский порт на берегах Балтики строился по указу Ивана Грозного. Важнейшая задача была реализована в самые короткие сроки – за три месяца. После этого в системе торговли начался переворот – царь запретил купцам продавать товары в Ревеле или Нарве, отмечая, что они должны общаться с немцами «на своей земле». Но долго прообраз первого порта не просуществовал – поражение в Ливонской войне забрало у России прибалтийские земли.
Повторно порт здесь был возведён лишь в 30-е годы 20 века, но и опять не с первого раза – война разрушила предприятие, и закончить стройку смогли лишь после ее окончания.
2. Геленджик. Пропускная способность 185 000 тыс. тонн в год
Курортный Геленджик наложил отпечаток и на собственный морской порт. Причалы летом пользуются популярностью из-за морских прогулок, невероятно востребованных среди туристов. Экскурсионная программа включает в себя и встречу с дельфинами.
В остальное время года порт сосредоточен на выполнение заказов по грузовым судам. Пассажирские суда также заходят в гавань, но Геленджик не принимает международные рейсы, которые перенаправляются в Туапсе.
1. Новороссийск. Пропускная способность 208 793 тыс. тонн в год
Порт Новороссийска – рекордсмен по многим параметрам. Во-первых, именно здесь расположена самая длинная линия причала на 8 километров. Во-вторых, это крупнейший порт на Черном море и во всем Краснодарском крае.
И, в-третьих, важность этих российских ворот, которые находятся на пересечении центральных транспортных каналов, связывающих страну с Ближним Востоком, Америкой, Африкой и Средиземноморьем, сложно переоценить.