· · 17 046

10 самых известных картин Анри Матисса

Главная > Культура > 10 самых известных картин Анри Матисса

Анри Матисс (1869-1954) был рисовальщиком, скульптором, но больше всего известен как художник. В работах его интересовал цвет – акцентируясь на нем, он передавал через него эмоции. Анри Матисс пришел к искусству поздно: сперва он получил профессию юриста, а после возращения из Парижа устроился работать в одну адвокатскую контору. Однако долго он там не проработал: в 20 лет у Матисса обострился аппендицит, из-за чего он был изолирован от мира на 2 месяца (лежал в больнице). Чтобы как-то оживить сына, мать принесла ему бумагу и краски, с этого момента Анри Матисс и начал тяготеть к рисованию, и вскоре он поступил в художественную школу.

Работы Анри Матисса, наряду с работами Марселя Дюшана (1887-1968) и Пабло Пикассо (1881-1973), послужили основой для возникновения современного искусства. Заинтересованных в творчестве Матисса предлагаем познакомиться с его 10 самыми известными и выдающимися картинами.

10. Вид Коллиура (1905)

Полотно «Вид Коллиура» принято относить к 1905 году, когда Матисс работал на побережье Средиземного моря. В картине очень хорошо передается колорит южной природы, что художник умело демонстрирует красками. В работе не понадобились цветные тени – эффект солнечного света возникает за счет оранжевых, красных, малиновых и лилово-розовых пятен.

Эти цвета мы видим повсюду: на церкви, «пропеченной» солнцем земле, стенах домов. Когда картина Матисса была выставлена в 1905 году в Осеннем салоне, зрители были потрясены от увиденного. Ранее они не видели такой дерзости открытого цвета, импульсивности, с которой работал художник, упрощенности приемов.

Интересный факт: критик Воксель назвал работы Матисса «фовистами», что в переводе означает «дикие». Так, название «фовизм» закрепилось за одним из направлений в искусстве XX века. Направление просуществовало недолго – с 1905 по 1907 год.

9. Радость жизни (1905-1906)

«Радость жизни» в свое время была встречена зрителями очень бурно, шумно. Небезразличных к ней не было: одни отводили глаза, другие довольствовались буйством красок. Чересчур смелая и ярка картина Матисса стала новым событием в мире изобразительного искусства. Художник начал работать над ней во Франции, где организовал уютную мастерскую в одном монастыре.

В сюжете картины – обнаженные фигуры, нежащиеся на природе. Все они распределены на холсте равномерно, стоит сделать от него несколько шагов назад, как приходит понимание, насколько гармонично составлена картина, хотя Матисс не приветствовал законы перспективы. Сам художник с любовью назвал картину «Моя Аркадия», подразумевая свой взгляд на идею-утопию абсолютной гармонии человека с природой.

8. Посуда и фрукты на красно-черном платке (1906)

Работа была создана в 1906 году в Коллиуре, о чем свидетельствует пурро – испанский винный сосуд, который мы видим на полотне художника. Автор работал над картиной летом. Весной 1906 Матисс путешествовал по Северной Африке, откуда кроме впечатлений, привез еще и керамику, и восточные ткани. Эти элементы стали неоднократно появляться в полотнах художника.

Красно-черный ковер, который ранее по ошибке назывался платком, фигурировал также и в других произведениях Матисса: «Красный ковер» и «Натюрморт с гипсовой статуэткой». Яркий коврик занимает почти все полотно, являясь украшением для посуды и фруктов. Только стеклянный сосуд показывает свою независимость.

7. Мастерская художника (1911)

Благодаря заказам и покупкам Сергея Ивановича Щукина (1854-1936) Анри Матисс уже в 1909 году смог стать полноправным владельцем дома в Исси-ле-Мулино над Парижем, где и было создано произведение «Мастерская художника». Историк, изучая работы Матисса, назвал картину «симфоническим интерьером».

Помимо «Мастерской художника» (или по-другому «Розовая мастерская») в сюиту Анри Матисса вошли работы «Семейный портрет», «Интерьер с баклажанами», «Красная мастерская». Все работы схожи культурой Востока и кричащей декоративностью. Ведущая роль в полотне Матисса отводится розовому цвету – он занимает почти все пространство интерьера.

6. Роскошь, покой и наслаждение (1904)

Удивительно бережно относился Матисс к будущим зрителям. Его полотно «Роскошь, покой и наслаждение» будто бы призывает зрителя остановиться, расслабиться и получить наслаждение от увиденного. Картина относится к тому периоду, когда Матисс еще искал себя, тем не менее уже хотел дарить утешение через свои полотна. Однако в жизни характер художника сложно было назвать милым, особенно если работа шла не так, как планировалось. Но целью искусства он видел радовать зрителей. Полотно написано в духе пуантилизма, и его приобрел Поль Синьяк (1863-1935), который и стал основоположником направления. На картине изображены популярные в художественных кругах того времени купальщицы.

Интересный факт: картина нарисована методом нанесения разноцветных точек. Из-за используемой техники кажется, что картина вибрирует, словно перед нами пустынный мираж, что услаждает глаза зрителя.

5. Лежащая обнаженная на фиолетовом фоне (1936)

Анри Матисс нередко рисовал обнаженных женщин на том или ином фоне. В данном полотне художник использовал 3 цвета: зеленый, лиловый и черный, за исключением цветов, «поцарапанных» на черной стене. Несмотря на маленькие размеры картины, женская фигура выглядит очень объемной.

Однажды Анри Матисс высказался: «Нужно уметь даже в небольшой картине передать впечатление большего, поскольку наш зрачок видит натуральную величину». «Лежащая обнаженная на фиолетовом фоне» была написана в Париже в 1936 году. Сейчас это картина находится во владении московского музея.

4. Грусть короля (1952)

В российских источниках картина носит немного другое название «Грустный король», но от этого она не меняется. Для создания полотна «Грусть короля» Матисс вырезал кусочки бумаги, а его ассистенты придали им более благородный вид, покрасив гуашью. Затем он придал этим кусочкам необходимые формы, которые послужили сюжетом для картины.

Анри Матисс всегда говорил о необходимости эмоций за счет простых средств. Одним из таких средств для художника стал цвет, а другим – форма. Картина Матисса напоминает детскую простоту, с которой дети рисуют фигуры. Матиссу, для того, чтобы его картина оказалась лучшей из лучших, не понадобилась даже кисточка.

3. Танец (1910)

Матисс считал, что для понимания живописи не требуется специальное образование или соответствующий кругозор. В его картинах делается упор на простые формы. По его мнению, глядя на картину, зритель должен испытывать покой и расслабление. Картина «Танец» была написана от впечатлений художника от национальных танцев.

Однажды воскресным днем художник отправился в Мулен де ла Галлет. «Я просто смотрел, как танцуют. Особенно мне понравилась фарандола (хоровод). К слову говоря, художник часто изображал на своих полотнах хороводы. Вернувшись домой, Матисс повторил увиденный танец на картине 4-метровой длины.

2. Красные рыбки (1912)

Сокращая пространство до пределов, Анри Матисс изображает на холсте круглый стол с рыбками в аквариуме. Кажется, что рыбки двигаются, плывут одна за другой. Растения тоже выглядят оживленными. Фоном для картины служит сад, а центральная роль достается столу и рыбкам. Отражение рыбок в воде было несложно изобразить расплывчатыми пятнами. Стол изображен на картине так, будто бы художник рисует его сверху, но ножка, пририсованная к нему, в то же время создает ощущение, что рисование происходило сбоку. В картине преобладает круглая фигура, что задает полотну определенный ритм и вызывает умиротворение.

1. Женщина в шляпе (1905)

С этой картины имя Анри Матисса стало узнаваемым. «Женщина в шляпе» – его первая работа, относящаяся к фовизму. Картина была выставлена в 1905 году в Осеннем салоне, и возмутила президента Салона Френсиса Журдена (1876-1958), который высказался: «Я человек, конечно, прогрессивный, но меру знать надо».

Он настаивал на том, чтобы картину отклонили, тем не менее она вошла в экспозицию музея. Журден считал, что Матисс «слишком современный», говоря проще – опережает свое время. Публика поначалу не смогла понять Матисса – он нарисовал даму в диких красках с асимметричными чертами лица, что не выдавало в ней реального человека.

9 0
10 самых известных картин Анри Матисса
Поделиться