Тоннели, жд или автомобильные, строятся для соединения городов, расположенных на разных берегах водоема, по разные стороны горного хребта и т.д..

В большинстве случаев строительство сопряжено с огромными трудностями, но это не мешает инженерам проектировать удивительные дороги, расстояние которых может превышать расстояние от Москвы до Звенигорода.

В этой подборке мы расскажем о десятке самых длинных автомобильных и железнодорожных тоннелей в мире.

10. Лердальский тоннель в Норвегии (24 510 м)

Лердальский тоннель в Норвегии расположен на западе страны и соединяет коммуны Лердал и Эурланн. Его строительство было начато в 1995 году и продлилось 5 лет: за это время рабочие сумели проложить дорогу сквозь горы высотой до 1 600 метров.

Тоннель разделен на 4 приблизительно равные секции тремя гротами (искусственными пещерами), которые являются главной особенностью конструкции. Пещеры были сделаны для того, чтобы уставшие от многочасовой езды водители могли отдохнуть и немного расслабиться, чтобы с новыми силами продолжить путь.

9. Иватэ-Итиносэ в Японии (25 810 м)

Туннель Иватэ-Итиносэ расположен в 545 км от токийской станции на линии Тохоку Синкансэн, на полдороги между городами Мориоко и Хатинохе. Он был запущен в 2002 году вместе с железнодорожной линией.

Максимальная глубина составляет около 200 метров, что делает его еще и одним из самых глубоких в мире. Изначально именно этот тоннель имел самую большую протяженность (из наземных), пока в 2007 году его не обошел швейцарский Лётчберг, о котором мы подробнее расскажем ниже.

8. Хаккода в Японии (26 455 м)

Он находится в центральной префектуре Аомори на севере Японии. Он проходит через горный хребет Хаккода и связывает деревню Тенмабаяши с городом Аомори.

Туннель Хаккода является частью северного продолжения высокоскоростной железной дороги Тохоку Синкансэн и расположен между станциями Шичинохе-Товада и Син Аомори.

Строительство тоннеля началось в 1998 году и продолжалось до 2005, когда его частично ввели в эксплуатацию. Полностью все работы были завершены лишь в 2010 году.

7. Тайханшань в Китае (27 848 м)

Тайханшань – третий по длине горный железнодорожный туннель в северном Китае после туннелей Новый Гуаньцзяо и Западный Циньлин. Это двухпутный тоннель, который был построен, чтобы позволить Ситайской пассажирской железной дороге пересечь горы Тайхан. Длина левой дорожки составляет 27 839 м (17,298 миль), а правой – 27 848 м (17,304 миль).

После открытия тоннеля Тайхан и строительства скоростной железной дороги, время в пути от Шицзячжуана до Тайюаня сократилось многократно: теперь из одного населенного пункта в другой можно добраться не за 6 часов, как раньше, а всего за час. Строительство началось 11 июня 2005 года, а открытие состоялось 22 декабря 2007 года.

6. Гуадаррама в Испании (28 377 м)

Сьерра-де-Гуадаррама представляет собой горный хребет, образующий основную восточную секцию системы горных хребтов вдоль центральной части Пиренейского полуострова. Он расположен между Сьерра-де-Гредос в провинции Авила и Сьерра-де-Айллон в провинции Гвадалахара.

Тоннель Гуддарама пролегает через него и предназначен для движения железнодорожных поездов. Он состоит из двух труб: западная имеет длину 28 407 м, а восточная труба – 28 418 м, что делает Гуадаррама самым длинным в Испании, если не считать 12 линию мадридского метро.

5. Новый Гуань Цзяо в Китае (32 645 м)

Новый Гуань Цзяо расположен на 2-й линии Цинхай-Тибетской железной дороги в горах Гуан Цзяо провинции Цинхай. Это двухканальный железнодорожный туннель с двумя дорогами. Общая длина составляет 32,645 км (20,285 миль), что делает его самым длинным железнодорожным тоннелем в Китае.

За создание проекта отвечал Китайский институт первых исследований и проектирования, сотрудники которого старались сделать его максимально подходящим для параллельного движения двух поездов со скоростью до 160 километров в час (99 миль в час).

Предполагалось, что общая продолжительность строительства составит 5 лет, но в результате его окончательно ввели в эксплуатацию через 7 лет.

4. Лёчберг в Швейцарии (34 577 м)

Линия Лёчберг расположена в Швейцарии: она соединяет город Шпиц в округе Берн с Бригом в округе Вале. Строительство железнодорожного пути в этих местах было начато еще в середине XIX века: уже в 1859 году здесь открыли первую железную дорогу из Берна в Мюнзинген и Тун.

В дальнейшем линия неоднократно увеличивалась, расширялась и модернизировалась, пока в 1913 году не приобрела законченный вид. Разумеется, современные поезда ездят не по рельсам 1913-го, но основная часть строительных работ была выполнена более века назад, что делает тоннель Лёчберг старейшим в нашей подборке.

Это место поражает не только своей длиной, но и красотой: мост «Бичталь», виадуки Лйгелкин и Кандер, величественные Бернские Альпы. Если ехать этой дорогой в первый раз, то спать категорически не рекомендуется: больше такого великолепия за окном вы не увидите нигде.

3. Евротоннель во Франции и Великобритании (50 450 м)

Железнодорожный тоннель связывает английские Фолкстон и Кент с французскими Кокелье и Па-де-Кале недалеко от Кале на севере Франции. Это единственная фиксированная связь между островами Великобритании и континентальной Европой.

В своей самой низкой точке тоннель проходит на глубине 75 м ниже морского дна и на 115 м ниже уровня моря. Ограничение скорости движения поездов через Евротоннель составляет 160 километров в час. После того, как он был открыт в 1994 году, стало возможным добраться в Париж из Лондона всего за 2 часа 15 минут, хотя в самом тоннеле поезда находятся не более 35 минут.

Интересный факт: в 1802 году французский горный инженер Альберт Матье-Фавье выдвинул предложение о прокладке туннеля под Ла-Маншем с освещением от масляных ламп для движения гужевых повозок, причем хотел также построить искусственный остров в середине канала для смены лошадей. Проект Матье-Фавье предусматривал двухуровневую конструкцию с верхним туннелем, используемым для транспорта, и нижним – для подземных водотоков. Проект так и не был реализован, но впоследствии наработки Матье-Фавье использовали его преемники.

2. Сэйкан в Японии (53 850 м)

Сэйкан немного длиннее, чем Евротоннель, и имеет участок 23,3 км под морским дном (общая протяженность подводного участка составляет 37,5 км).

Это также самый глубокий тоннель: он уходит вниз на 240 метров. Его реализация потребовала бюджета в 538,4 млрд иен (около 3,6 млрд долларов), а строили Сэйкан с 1971 года до 1983-го, хотя в эксплуатацию ввели только в 1988-м.

1. Готардский тоннель в Швейцарии (57 091 м)

Железнодорожный туннель в Европе через Альпы в Швейцарии, открытый 1 июня 2016 года, побил рекорд протяженности, который долгое время удерживал Сэйкан.

Он является частью проекта «Новое железнодорожное сообщение через Альпы» (NRLA), который также включает базовый тоннель Ceneri к югу (его планируется открыть в конце 2020 года) и уже упомянутый нами Лёчберг.

Если посчитать полную длину «Готарда», включая пешеходные и служебные проходы, то цифра получается еще внушительнее – 153,4 км.

1 0