Андрей Тарковский был эгоистичным, самовлюбленным, но при этом поистине гениальным человеком. Этот советский кинорежиссер получил признание во всем мире. Он хорошо разбирался в фильмах и знал, что о них рассказать.
Своим студентам Тарковский выдавал перечень кинокартин, которые они обязательно должны были посмотреть. Ниже представлены десять фильмов, которые особенно сильно нравились известному режиссеру.
Список
10. Женщина в песках | 1963
Ники Дзюмпэй коллекционирует насекомых. Он склонен к одиночеству и углублен в себя. Чтобы найти новые интересные экземпляры, коллекционер отправляется в небольшой отпуск на японское побережье.
Он опоздал на обратный автобус в город, но местные жители, встреченные в пустыне, предлагают ему ночлег у некой женщины. По веревочной лестнице Ники спускается на дно песчаного оврага.
Хозяйка принимает, кормит гостя, а утром он замечает, что лестницы больше нет. Женщина ведет себя очень странно и не хочет его отпускать.
9. Мушетт | 1967
Мушетт – девочка-подросток, жизнь которой совсем не похожа на сказку. В школе ее все время унижают преподаватели и одноклассники, отец терроризирует дочь, а мать больна, и за ней необходимо постоянно ухаживать.
Как-то раз Мушетт отправляется в лес и сталкивается с браконьером. Он уверен в том, что лишил жизни егеря, и поэтому решает обеспечить свою безопасность при помощи внезапно встретившейся девочки.
8. Персона | 1966
Этот фильм Тарковский при каждом просмотре воспринимал совершенно по-разному, что и привлекало режиссера.
В нем рассматривается очень важная проблема, касающаяся многих современных людей: ощущение бессмысленности существования и одиночества на фоне внешнего благополучия, нормального течения личной и профессиональной жизни.
Госпожа Фоглер – востребованная актриса, которая однажды перестает говорить прямо во время своего выступления и с тех пор не произносит ни слова.
Врачи утверждают, что проблем с психикой у нее нет. Медсестра Альма везет Фоглер к морю, чтобы разобраться в причинах ее странного поведения.
7. Семь самураев | 1954
XVI век, Япония. В стране активно орудуют банды мародеров, разбойников, идет гражданская война.
Семеро самураев наняты крестьянами для того, чтобы обеспечивать защиту деревни. Селяне малодушны и раздроблены, но защитникам удается их сплотить.
Это красивый, лиричный, жизнеутверждающий фильм, но при этом он является довольно реалистичным и визуально жестким.
Каждый персонаж прописан очень хорошо, имеет свой неповторимый характер, индивидуальность.
6. Сказки туманной луны после дождя | 1953
Идет гражданская война в Японии. Действие сюжета разворачивается в XVI веке.
У небогатого горшечника появляется возможность хорошо заработать: горшки, которые он делает, очень быстро разбирают, и удивленный мастер радуется серебряным монетам. Раньше ему не доводилось держать в руках такие деньги. Через некоторое время горшечник становится одержимым, он грезит о роскоши и богатстве.
Другой герой, который является обычным фермером, мечтает о воинской славе. За все мечты этих мужчин расплачиваются их жены.
5. Огни большого города | 1931
Это немой фильм Чарли Чаплина, который сопровождается звуковыми эффектами и музыкой.
Тарковский отметил, что главный герой этого кинофильма ведет себя очень правдиво и естественно.
На улице торгует цветами красивая слепая девушка. Однажды она встречает маленького Бродягу и по ошибке принимает его за знатную особу.
Бродяга узнает, что девушке можно вернуть зрение, но для этого необходима довольно дорогостоящая операция. Он отправляется искать деньги.
В итоге девушке все же удается вылечиться с помощью Бродяги, но сам он оказывается в тюрьме.
4. Земляничная поляна | 1957
Стокгольмскому профессору уже почти 80 лет. Он вспоминает всю свою долгую жизнь, пересматривает все разочарования, с которыми пришлось столкнуться.
Чтобы получить почетную докторскую степень, профессор добирается до места назначения вместе с супругой сына.
По пути они заезжают туда, где мужчина проводил свою молодость. Он вспоминает былое, сны, старых знакомых, различных людей из прошлого. Профессор должен понять, в чем он ошибся, а также исправить ошибки, изменить свою эгоистичную и замкнутую натуру.
Тарковский называл Бергмана очень интеллектуальным режиссером.
3. Назарин | 1959
Назарин – священник, снявший рясу и отправившийся просить милостыню. Священника пытаются обвинить в том, что он укрывает проститутку, которая убила свою знакомую, и именно поэтому ему приходится странствовать, просить денег и скрываться от преследования.
Назарин сталкивается с невежеством, ненавистью, многочисленными пороками людей, но при этом все равно пытается понять их и даже полюбить.
В итоге священника обвиняют в том, что он является безумным и пытается противодействовать церкви. Тарковский отмечает, что главного героя этого фильма можно сравнить с Дон Кихотом.
2. Причастие | 1962
В основе сюжета – вера и протестантизм. Священник Томас Эрикссон жил со своей супругой, которой удавалось постоянно поддерживать в нем веру в Создателя. В то время Томаса вполне можно было назвать счастливым.
Он стал проповедником, и прихожане верили в то, что он говорит. Однако потом любимая супруга священника умерла. Оставшись в одиночестве, Томас начал терять веру в Бога и перестал по-настоящему помогать людям.
Со священником хочет сблизиться учительница Марта, но он не может разобраться в себе и перестать отталкивать тех, кто к нему тянется.
1. Дневник сельского священника | 1950
Этот фильм Тарковский называл своим любимым.
Молодой священник, который недавно закончил семинарию, прибывает в маленький город, где он получил приход. У него есть проблемы со здоровьем, которые сильно мешают его планам.
Люди встречают священника не очень дружелюбно, они даже принимаются строить против него козни. Однако некоторый интерес к новичку проявляет старый священнослужитель, который живет в другой деревне.